Печать апостольства в нашей жизни

Сегодня Святая Церковь Христова празднует Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов и наша Церковь называется Апостольской, потому что именно апостолы передали нам знания и учения, которые принёс Христос.

Апостолы - отцы веры и образцы для подражания

Апостолы — отцы веры и образцы для подражания

Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся древним празд­ни­ком. Свя­тая Цер­ковь, че­ствуя каж­до­го из 12-ти апо­сто­лов в раз­ное вре­мя го­да, с дав­них вре­мен уста­но­ви­ла также и об­щее празд­но­ва­ние им на сле­ду­ю­щий день по­сле па­мя­ти слав­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла († ок. 67). Све­де­ния о каж­дом апо­сто­ле в день его су­гу­бой па­мя­ти: апо­стол Петр († ок. 67; па­мять 29 июня); апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный († 62; па­мять 30 но­яб­ря); апо­стол Иа­ков Зе­ве­де­ев († 44; па­мять 30 ап­ре­ля); апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов († нач. II в.; па­мять 26 сен­тяб­ря); апо­стол Филипп (I; па­мять 14 но­яб­ря); апо­стол Вар­фо­ло­мей (I; па­мять 11 июня); апо­стол Фо­ма (I; па­мять 6 ок­тяб­ря); апо­стол и еван­ге­лист Мат­фей († 60; па­мять 16 но­яб­ря); апо­стол Иа­ков Ал­фе­ев (I; па­мять 9 ок­тяб­ря); апо­стол Иуда, брат Гос­по­день († ок. 80; па­мять 19 июня); апо­стол Си­мон Зи­лот (I; па­мять 10 мая); апо­стол Мат­фий († ок. 63; па­мять 9 ав­гу­ста).

Благодаря их проповедническим трудам и подвигам люди, жившие далеко от тех мест, где учил Сын Божий, смогли узнать, что свершилось великое событие — искупление первородного греха, от которого произошли все человеческие страдания. А благодаря тому что некоторые из апостолов взяли на себя труд оставить письменные свидетельства о Христе, узнать о событиях, которые произошли в Иерусалиме, можем и мы спустя почти 2000 лет со времен Христовой проповеди.

В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики — единство, святость, соборность и апостоличность — обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни.

Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник — является переводом с греческого апостолос, что в других местах Писания переводится на русский как апостол. Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного] (Гал.4,4).Послал — по-гречески эксапестилен — образуется от того же корня, что и слово апостол. Таким образом, Христос является, если можно так выразиться, Апостолом Бога-Отца.

Христово апостольство несёт на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире — есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите, научите все народы,крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19).

Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам — но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении — он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

Конечно, это не значит, что мы должны бежать на улицу с Библией в руках и бросаться на прохожих. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно просто осознать то, что к проповеди призвана вся Церковь, а не только клир. Как это призвание будет исполняться в жизни конкретного верующего, вопрос уже отдельный.

Тайная вечеря. Христос и ученики

Тайная вечеря. Христос и ученики

Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее, такое название она носит по своему основанию. Апостол Павел писал, что Церковь утверждена на основании Апостолов и пророков (Еф.2,20). Это значит, что святые апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Именно апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями для других Поместных Церквей.

Церковь называется апостольской также потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течёт живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через таинства, и проповедуется правильное учение о домостроительстве нашего спасения. После Крестной Жертвы Христа, что ещё нужно человеку для спасения? Покаяние, правильная вера и благодать Божия. Приходит человек в Церковь, и слышит слова истины. Приходит, и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дает человеку то, что никто и ничто не даст: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.

Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, и наличию в ней апостольского Предания. К чему все это говорится? Кажется, вышеперечисленные истины должны расположить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жития. Однако в нашей церковной жизни есть существенная проблема в переживании апостоличности своей веры.

 Апостольство Церкви — это не просто слова, но мировоззрение и дух жизни

Например, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Евангелие еще как-то на слуху, но с Апостолом все очень плохо. Затем, в нашем церковном благочестии отсутствует посыл к частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы только «официально» соглашаемся, что они – самые великие святые. На деле же мы гораздо более обращаемся в молитве ко свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, Матроне, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас своими, родными – хотя бы такими, как например блаженная Матрона.

Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов ХристовыхОбратите внимание, сколько людей стоит в храме на богослужении в честь святителя Николая, и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на празднике евангелиста Матфея. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару — но если сравнить наше отношение к ним и святым апостолам, мы увидим недостаток нашего апостольско-миссионерского сознания.

Это немаловажная проблема, касающаяся осознания себя как Церкви апостольской. Апостольство Церкви — это не просто слова, но мировоззрение и дух жизни. Один из современных богословов сказал, что христианин — это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви — есть направление её существования. От апостолов наша вера берёт начало, и к ним она и приведёт. Так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Отк.21,14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, для кого апостолы есть отцы веры и образцы для подражания. Подражайте мне, как я Христу(1Кор.4,16) – говорит всем нам апостол Павел.

А ещё Павел писал: Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе (1Кор.9,2). Если мы считаем себя учениками апостолов, значит мы должны иметь в своей жизни печать апостольства – горячую любовь ко Христу, подражание его ученикам, и проповедь своей веры словом и делом. Только тогда наше христианство обретёт первозданную красоту; только тогда отточенные формулировки Символа веры оживут в нашем сердце и станут для нас реальностью, а не просто знакомым текстом, звучащим на каждой Литургии.

Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине — все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками», благовестниками. Церковь христианская называется апостольской, а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Воскресшем Господе.

Апостолы стали великими служителями Церкви Христовой

12 апостолов, которые изначально были простыми, необразованными людьми, должны были напомнить миру о том, что люди отошли от Бога, заменили духовные ценности материальными, подчинили все желаниям плоти, которые происходят от греха, и что по вере людям дастся гораздо больше, чем они могут достигнуть своими силами и только в союзе с Господом человек может обрести счастье.

Светильники великия церкве – апостолы Пётр и ПавелОкончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Можно только предполагать, сколько тягот и лишений претерпели апостолы во время проповеди. Их гнали, не понимали, не хотели слушать, называли безумными, гнали, мучили. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот.

Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьями. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Апостолы Христовы — это и пример чистой, бескорыстной, искренней веры. Они служат образцом истинных христиан, нравственной нормой. С какой же благодарностью!, братья и сестры, мы должны относиться к их трудам, благодаря которым узнали о пришествии в мир Спасителя!

Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого. Да умножится в Церкви Христовой сила этого служения, молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

(прот. Сергий Булгаков)

МОЛИТВА СВЯТЫМ АПОСТОЛАМ

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

(22)

Комментирование запрещено