Князь Владимир — креститель Руси. Чудеса веры православной

Празднуем сегодня память св. равноапостольнаго русскаго князя Владимира; вспоминаем вместе с тем и то дело, которое совершил он и за которое прославлен у Бога и у людей, т.е. крещение России в православно-христианскую веру.

Святой равноапостольный великий князь Владимир

Князь Владимир

Св. Владимир был сначала язычником, как и все наши предки. Его жизнь в язычестве не отличалась ничем хорошим: жил он в своё удовольствие, любил только себя, имел много жён, воевал, пировал, мало заботился о своем царстве. Он был таким, какими были все язычники; иным он быть и не мог, так как не знал Бога истиннаго, не ведал закона евангельскаго, мало понимал, что хорошо, что худо, и некому было научить его.

По сути, такая жизнь мало отличается от звериной, потому что есть, пить, спать и иметь заботу о сохранении своей жизни и о собственных удовольствиях свойственно и скотам неразумным. Человек со светлым умом и с доброю душою не мог оставаться спокойно в язычестве. Душа человека так создана, что ищет веры в Бога Истиннаго; сердце человека стремится к добру, желает святости, а языческая вера не могла датъ такого успокоения. Так прожил Владимир пору юности и мужества, пережил всё, чем хочет наполнить человек жизнь, чтобы быть счастливым: ел, пил, веселился, а счастья не нашел, потому что не в этом разумное счастье, а в Боге.

И стало приходить Владимиру на ум, что смерть скоро придет, близок час разлуки с землею, а что ждет его дальше? Не может душа человека успокоиться на том, что все кончится с земною жизнью, и верится помимо воли, что будет после смерти тела жизнь вечная духа. Что обещала эта жизнь язычнику-Владимиру? Заслужил ли он счастье в будущей жизни, когда он не знал даже, чем заслужить его? В таком-то расположении мысли Милосердый Бог призвал его к чудному свету Христовой веры.

К Владимиру явился из православной Греции священник-монах и ответил на тайныя его думы: показал, что ждет его в будущей жизни. Он развернул пред ним картину страшнаго суда, где изображены были направо ликующие праведники, а налево плачущие грешники. „Хорошо тем, кто по правую сторону» — сказал простодушно Владимир. „Веруй во Христа, — ответил священник, — и ты будешь с ними».

И стал говорить ему священник о Боге Едином и Истинном, о Христе Спасителе, о законе Евангельском, стал говорить ему, что все люди равны по духу пред Богом, всех Бог любит, всем хочет спасения, всех зовет в Свое пренебесное Царствие, но войдут в него не все, а только те, кто здесь, на земле, исполнял закон Божий, был полезен своим ближним, кто свой долг выполнял и если он князь или простолюдин, богатый или бедный и даже последний раб во дворе князя,— все равно, князь, крестьянин, отец, мать, сын, дочь и проч, лишь бы каждый исполнил на своём месте свою должность по совести, и они не остаются у Бога без награды.

Смутилась и затрепетала душа язычника-князя Владимира. Что сделал он, чтобы получить награду от Бога? Он был князем, много добра мог бы сделать народу, много пользы принести, много слез людских отереть. А он только ел, пил со своими женами, пировал с дружиною, жил в свое удовольствие. С тех пор не знал покоя князь Владимир, вспомнились поучения христианские его бабки — святой княгини Ольги, и задумал сам переменить веру и народ свой вывести из тьмы язычества на путь вечнаго душевнаго спасения.

Князь ВладимирДолго рассказывать о том, как Владимир посылал послов узнавать разныя веры, как он сам принимал послов от различных народов, которые хотели иметь могущественнаго князя своим единоверцем. Довольно сказать, что князю Владимиру более всего понравилась вера христианская, православная, — та, которую исповедывала в то время Греция, и которую теперь содержим мы с вами. Крестился князь Владимир, крестилась его семья, крестилось его войско — дружина, крестился русский народ.

Это случилось более 900 лет тому назад. Как не бывало прежняго князя — язычника Владимира! Не слышны пиры, не видно разгула, нет дикаго распутства, не забыты нужды народа. С утра до вечера ласковый князь Владимир судит свой народ, защищает правых, помогает вдовам, избавляет от притеснения сирот. Ходит он по тюрьмам, милует преступников кающихся; каждый день целыми возами разсылает с княжескаго двора милостыню. Всегда он в совете с духовными пастырями, строит церкви, заводит училища, путешествует по всему лицу земли русской. Так и остался он в народной памяти под именем Владимира, ласковаго князя — Красное Солнышко. Вот какую перемену произвела в князе Владимире св. вера Христова. Он сам сказал о себе: „был я, как зверь, жил я совершенно по-скотски, а теперь познал я Бога истиннаго».

Что случилось с одним человеком, то случилось и с народом. Русский народ, когда был в язычестве, отличался дикостью, злобою, распутством, обжорством и пьянством. А теперь это — народ, который удивляет всех своим благочестием. Иностранцы, посещающие Россию, изумляются тому, сколько у нас храмов Божиих, как благочестив и набожен наш народ, как он покорно переносит несчастья, как он предан св. Церкви и благочестивым царям своим.

Русский народ называется народом-богоносцем. И правду сказать, если бы не православная вера, если бы не набожность русскаго народа, давно бы погиб он от множества врагов. В пору нестроений и неурядиц, в пору нашествия татар, поляков, ливонцев, шведов, французов, — всегда русский народ, сознавая себя единым, никогда не раздроблялся и этим единением служила православная вера. Она же воспитала в нем все добрыя качества души. Она же воспитала много великих мужей, которые в годину народнаго горя не щадили живота своего и во имя Христа, во имя православия жертвовали собою для спасения родины.

Святой равноапостольный великий князь Владимир

Святой равноапостольный великий князь Владимир

Братие! Христиане православные! Хранить нам должно свою веру, как неоцененное сокровище, беречь нам нужно свое православие, как верный и единый залог спасения! Сознавая величие русскаго народа, данное нам св. верою, не будем закрывать глаза и на свои недостатки. 900 лет прошло с тех пор, как Русь наша сделалась святою Русью, а народ русский стал крещеным, христианским, но у нас ещё осталось кое-что от язычества. Что это? — спросите вы.

От язычества осталось — пьянство, обжорство, распутство и это отвратительное сквернословие, или, как говорят у нас «матерное» слово, которым так часто оскверняет свой язык русский человек. Нужно употреблять нам все меры, чтобы избавиться от этих последних остатков язычества.

А затем, так как верой Христовой мы спасаемся, и так как царство наше до сих пор стоит только православием, то нужно содержать святую веру в том виде, в каком мы приняли ее от времен св. кн. Владимира. Небесный Домовладыка засеял плодовитую ниву нашей родимой земли пшеницею чистаго православия, но диавол, всегдашний враг всего добраго, посеял плевелы на ниве и взошли от этого посева: раскольники, хлысты, баптисты, штундисты и другие сектанты, о которых со скорбью теперь часто приходится слышать. Не было их при св. кн. Владимире, и не должно быть теперь.

Св. православная вера идет от Христа Спасителя и Его апостолов, а сектанты появились на наших глазах. Поэтому не могут быть они истинными христианами, так как учение их сообщил не Бог, а человек. Господь Иисус Христос, отправляясь на крестную смерть, молил Небеснаго Отца, чтобы все Его последователи-христиане были едино: способствуют ли сектанты этому единению верующих, — сами судите; не только не способствуют, а, напротив, разъединяют христиан, отвлекая их от православной Церкви. Значит, они — враги Божии. Мы же, ученики Христовы, от лет св. князя Владимира принявшие православие, будем крепко любить и хранить свою св. веру, будем послушны св. Церкви. Не смущайтесь тем, что находятся враги Церкви — сектанты. Сам Господь Иисус Христос имел ведь врагов и Сам Он предсказал, что будут ереси и лжепророки. Но Господь Иисус Христос — един, едина истина, едина Церковь: кто в Церкви, тот спасен будет, а кто вне Церкви, — осужден будет.

Но придет время, здесь ли, на земле, или там, на небе, — не все ли равно, — когда верующие в Господа Иисуса Христа все будут в союзе и единении. Ибо Сам Он сказал: „и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь».

Молитвами св. князя Владимира да пребудем и мы в этом св. избранном стаде, под пастырством Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Слово священномученика Иоанна Восторгова (+1918 г.)
в день св. равноапостольнаго князя Владимира

Все светлое и красивое, что мы имеем, принесло нам Крещение Руси. Об этом рассказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью телеканалу «Интер».

«Дата Крещения Руси, вернее – само событие Крещения Руси, для нас значит все, – отметил Владыка. – То, что мы благородные, красивые, светлые в нашем народе, мужественные, человечные – это все заслуги таинства Крещения, которое принял наш народ. До принятия Крещения наши предки были неспокойные, воинственные. Эти войны распространялись не только на внешних врагов, они друг друга убивали, уничтожали, отнимали друг у друга земли, престолы».

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины ОнуфрийПо словам Митрополита Онуфрия, князь Владимир был ярким представителем агрессивного, языческого мира, но, когда он принял Крещение, то совершенно переродился.

«Его назвали Красным Солнышком. Красным – не от цвета красный, а от слова “красивый”, – пояснил Блаженнейший Онуфрий. – Божественная благодать, которую он получил в Крещении, научила его прощать людей, любить людей, мудро управлять людьми с их разными немощами и недостатками. Он умел делать так, что эти люди жили мирно и с уважением друг к другу».

Владыка отметил, что Крещение Руси для нас принесло все, что мы имеем, – все светлое, все красивое.

«При Крещении Руси нашему народу была дарована благодать Святого Духа, которая действует на всех и на каждого отдельно, – подчеркнул Его Блаженство. – Это такая сила Божья, которая не оставляет никакого творения. Она каждого человека переродила и сделала его добрым, сделала его терпеливым, наполнила его любовью. И люди наши старались мужественно сохранять эту благодать. Они почувствовали, полюбили ее. И это причина того, что они хотели эту благодать оставить, сохранить и приумножить».

Ранее Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал, что истинными последователями Крестителя Руси князя Владимира являются те, кто сохраняют дух любви к Богу и ближнему.

27 июля Украинская Православная Церковь празднует 1030-летие со Дня Крещения Руси. В Киеве пройдут торжества, которые возглавит Предстоятель УПЦ.

Крещение Руси не просто положило начало формированию восточнославянской культурной общности. У него, безусловно, есть культурное и историческое измерение – но оно отходит на второй план по сравнению с главным. Обретением Истины. Как писал митрополит Иларион, “Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла”.

Крещении Руси князем Владимиром Вера дает совершенно другое видение истории и нашего места в ней. Вера позволяет нам подняться над временем. Нас уже не уносит поток текущих событий, мы стоим на скале, и обозреваем поток времен сверху.

За более чем тысячу лет, прошедших со дня Крещения Руси, произошло множество событий. Восточная Римская Империя – а она был одним из самых долговечных государств в Истории – прекратила существование, на восточнославянских землях сложилась уникальная цивилизация, которая восприняла ее культурное и богословское наследие, менялись границы, огромные армии перемещались с Запада на Восток и с Востока на Запад, державы возникали и исчезали, могущественные империи простирали свое могущество на целые континенты – и приходили в упадок.

Кипели политические страсти, люди убивали и умирали за то, что они считали важным, произносили пламенные речи, писали трактаты – все это в наши дни представляет интерес только для специалистов-историков. Различные идеологические фантазмы овладевали сознанием людей – а потом уходили, оставив после себя тяжкие опустошения.

Яростные волны накатывались на скалу веры – и иногда, казалось, совершенно покрывали ее. Но потом они откатывались. И оказывалось, что Церковь Божия стоит как стояла – проповедуя слово Божие, совершая Литургию, и руководя людей к вечному спасению.

Потому что Церковь – это сверхъественная реальность, присутствующая в мире, реальность, с которой этот мир ничего не сможет сделать. Таково обетование Спасителя “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Матф.16:18) Церковь странствует в этом мире уже долго, очень долго, и видит события в другой перспективе – в рамках Божьего замысла о спасении.

Именно Бог, в конечном итоге, является Автором истории, Он держит в Своих руках судьбы народов и судьбы отдельных людей. Именно Его Царство устоит, когда река времен унесет все государства мира – и Российскую Федерацию, и Украину, Америку, и все остальные. И Церковь – всегда, и, особенно, в эти дни, когда мы вспоминаем Крещение Руси – зовет людей обратиться к этой сверхъественной реальности, и обрести подлинную идентичность в отношениях с Богом – и Его святыми. Как сказал Апостол, “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:17)

Вся история Руси – это незаживающая рана: распри, междоусобицы, более чем двухвековое иго, нашествия иноплеменных, предательства, войны, смуты, дворцовые интриги, самозванство, террористы, восстания, перевороты, революции, истребительные войны. Что бы было с народом, государством, нацией, если бы не было Крещения Руси – этой спасительной соломинкой, не дававшей окончательно утонуть стране? Какое счастье, что князь Владимир сам принял христианство и дал возможность людям обрести истинную веру! Сколько раз она спасала народ! Знаю, что спасет его сейчас и в будущем! С Днём Крещения Руси!

(39)

Комментирование запрещено