Притча о блудном сыне

«Прежде всего человек ищет свободу. И не всегда замечает, что ищет свободу против себя, а не для себя… В притче о блудном сыне в священном писании Господь умалчивает о том, что на самом деле прежнего состояния уже не будет. Вернувшийся сын возвращается в то место, где он часть, принадлежащую ему, уже утратил…»
Накануне Недели о блудном сыне Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель Храма святых апостолов Петра и Павла на Нивках, раскрывает некоторые важные для наших дней смыслы этой древней евангельской притчи.

Наш Бог – коллекционер хороших душ, или все же Любящий Отец

Притча о Блудном сыне – для меня самая потрясающая, и пронзительная из всех Евангельских притч. Почему ее так назвали, я не знаю. Но главной фигурой, главным действующем лицом, в этой притче для меня является не блудный сын, а его Отец.

Одна из страшных подмен, которая может с нами случиться, это создать в своем мозгу ложную икону Бога. Мы так устроены, что сколько нам не говори о безобразности Бога, мы все равно будем его наделять видом и образом. Потому что мы не можем говорить «Ты» без-образному. И одна из браней сатаны, против тех кому уже невозможно навязать образы ложных кумиров и идолов, это попытка создать в нашей голове ложный образ истинного Бога. И нужно сказать, что ему это часто удаётся.

Картина Рембрандта «Возращение блудного сына»"«Кто такой Бог»? «Какой у него характер»? «Как Он к нам, или ко мне, относиться»? «Какие у него планы по поводу всех нас»? Нет, лучше сказать «меня». Да, именно меня! Что касается Его святых, то я его планы знаю. Они в Его Царстве, они прославлены, просвещены, обожены, и участвуют в его вечном блаженстве и радости.

А я? «А как же со мной, ты поступишь Господи»? Я не святой, я маленький, я совсем мелкий, интересно «Ты меня вообще видишь»? «Замечаешь ли среди многомилионной толпы таких же как я мини – муравьёв»? «Тебе есть вообще до меня дело»? «Интересно, слышишь ли Ты когда я тебе молюсь»? «Или мой писк заглушают звонкое многоголосие ангельских сил и святых избранников»? Что мой шепот, по сравнению с ними? «Ты слышишь, и просто молчишь, или не слышишь совсем»? Думы, думы, думы…

И тут же рядышком, возле мозга подсаживается мелкий пакостник с рогами и начинает заводить со мной разговор. «Что опять молчит»? «Снова ты сам со своим мелким, дрожащим страхом, переживанием за будущее, за себя, за близких»? «Да, он такой твой Бог, «во свете живет неприступном» ». А дальше тихонько, на ушко, как-то даже по дружески, по-приятельски, ненавязчиво, но вполне логично, он начинает во мне рисовать этот самый ложный образ истинного Бога. «Ну смотри, ведь Он же предвидел заранее что те, или иные души, погибнут, ведь так? И тем, не менее Он же их все равно создал. Зачем? Что бы вечно мучились в аду! Знал, предвидел, но все равно создавал. Вот вы все кричите «свобода выбора», «свобода выбора», «образ Божий», а кто из вас даст своему ребенку погибнуть? Кто позволит, ему «свободно» засунуть пальцы в розетку, или залезть в петлю? Кто будет спокойно сидеть, смотреть, и говорить ему, ну выбор за тобой, делай, как хочешь, ты волен поступать как знаешь.

Кто не подскочит и не удержит, не позволит, не дать убить себя? А Он спокойно смотрит как вы идёте толпой к нам в ад, в муку вечную, и говорит — это «ваш выбор», а значит и «ваши проблемы». И последний штрих к этому ложному образу « да ты знаешь Он вообще вивиселектор, снимает к себе в Царство сливки, вершки — самое лучшее, а остальную мелкую рыбёшку — в перегной туда «где стон и скрежет зубов» Вот и всё, ложная икона Бога нарисована, остаётся её дополнить средневековыми фресками картины Страшного суда, где всё вышесказанное будет воплощено в красочной живописи. И это не мои фантазии, — это реальность, которая живёт в головах многих христиан, которая, по сути, является доктриной средневековой католической церкви. Тогда вполне логичен и понятен гипертрофированный образ католической Мадонны, как той Единственной, которая может ещё достучаться до Него, кого Он ещё может позволить принять, и услышать. Кому Он, грозный, неподкупный, строгий судия, ещё может разрешить зайти в Его небесные покои. Она – единственная надежда на заступление…

Кажется всё. Портрет «Бога» готов, можно вешать на стенку мозга. Рогатый художник дорисовал и улетел. Разве я один с этим художником столкнулся, разве только ко мне он прилетал? Разве не приходил он к тем кто читает сейчас эти строки? Мы боимся его мыслей, гоним, называем кощунственными, мы в них каемся, но они лезут, лезут, и лезут… «Бог – это любовь»? «Но где она, эта любовь, среди этого бесконечного моря стона, страданий, криков раздираемых болью умирающих людей»? «Может это не так»? «Может меня обманули, может нет, никакой любви, а только отбор, выборка самых лучших, и «отбраковка» духовной мелочевки в мусорное ведро ада»?

Возращение блудного сынаНе нужно бояться этих мыслей! Мы на войне. Трусливый воин — ничтожен. Бесы бьют нас в открытые места. Там где нет брони, где нет защиты, где нет ответа на вопросы. И они знают, что мы в этом месте безоружны. Это те места о которых Бог сказал святому Антонию, «внимай себе, а об этом не думай, потому что это душевредно». Это те места, которые можно защитить не знаниями полученными из Откровения, а только оружием веры.

«Бог – это Любовь», «Ибо так Бог, возлюбил мир, что дал Сына своего Единородного»…Новое Имя Бога которые прозвучало в мире, из уст Спасителя, среди уже бывших имен, таких как «Вечный», «Крепкий», «Всевышний», «Ветхий днями», «Тот кто есть», и др, было имя ОТЕЦ. Вернее даже не Отец, а АВВА – ПАПА. Да, Папа! Настоящий, «Крепкий», «Вечный», «Тот Кто Есть», но прежде всего мой Папа.

Диавол всё хочет — чтобы мы Его воспринимали как папу Карла, который стругает буратин, и те которые не выходят — бросает в топку. Это ложь! И притча о Блудном сыне, самое пронзительное её опровержение. А лучшим, на мой взгляд, художественном воплощением этой притчи была картина Рембрандта «Возращение блудного сына». А самым потрясающим откровением в самой картине – это лицо и руки отца. В них сколько любви, нежности, страданий, заботы, трепета…

Но, и это не всё раскрытие полноты любви Бога к нам. Он сам пошёл за блудным сыном в «страну далече», Он пошёл дальше, в глубины ада, Он вошёл за нами в мрак смерти, боли, страданий, в тоску, в богооставленности, чтобы в этом тумане отыскать меня. Только меня одного! Не всех, а именно каждого. Даже, если бы я был один, единственный из всего человечества, Он бы сделал тоже самое только ради меня. Бог это Любовь, бесконечна, бескорыстная, любящая каждого, и заботящаяся о каждом из нас.

Митрофорный протоиерей Игорь Рябко

(29)

Комментирование запрещено