Сретение Господне — праздник встречи Бога с человеком

«Не старец Мене держит, но Аз держу его:
той бо от Мене отпущения просит»

Святая Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь — Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца – Сына для представления Богу Отцу. Всё, что происходи

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

ло в жизни Спасителя, кроме видимого, всегда имело ещё и особый смысл, сакраментальный.

В храме Божием встречается человек с Богом. Так было прежде, так будет продолжаться и во всю историю человечества. Но в храм человек войдет не ранее, чем почувствует рождение Бога в колыбели своего сердца. А Господь пришедый спасти погибшее, стучится в наши души Сам, встречая нас на жизненном пути. И как важно нам не только встретить, но и узнать Его, чтобы открыть свое сердце «Владыке всяческих».

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 — 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа.

По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон, давно имевший откровение, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришёл в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Встреча праведного старца и Святого Семейства

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32).

Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

Святой Симеон Богоприимец

Святой Симеон Богоприимец

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова,«которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37 — 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник.

Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых. (Святитель Феофан Затворник)

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святителиМефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407).

Несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Святые Симеон Богоприимец и Анна пророчица

Святые Симеон Богоприимец и Анна пророчица

И когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

«Придите и вы, Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостям работая, но духом играя: не вином упивающеся, но духом горяще (Рим. 12, 11). Тако днесь будучи светлыми, украсим светильники светло: тако, якоже сынове света (Ин. 12, 36): свещи истинному Свету Христу принесем: понеже свет во откровение языком (Лк. 2, 32) миру явился. Почему яко светове от света, паче снега очистимся, паче млека просветимся, паче камене сапфира возблистаем (Плач. 4, 7): паче голубиц чистых (Ис. 60) взлетев на небеса, таким образом во сретение Господне изыдем.

Все ныне, и всегда празднственные возопием песни: со Ангелами возликуем (Лк. 2, 13) с Пастырями светом озаримся (Лк. 2, 9): с Волхвами поклонимся (Мф. 2, 2): с Вифлеемом да празднуем: с Cиoном сретим (Песн. 3, 11): со храмом освятимся: с Девою величая, возрадуемся (Лк. 1, 46, 47): с Иосифом принесем, аки два горличища (Лк. 2, 24), душу и тело: с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем (Лк. 2, 28, 38): да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию, щедротами, и человеколюбием Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Коему слава и держава, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь» (Святитель Кирилл Иерусалимский)

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы «Семистрельная». Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

Маловерие и холодность христиан к Иисусу Христу

Поучение в день Сретения Господня из дневника о. Иоанна Кронштадтского

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое (Луки 2, 29). Так возгласил, перед концом своей жизни святой старец Симеон, взяв на руки сорокодневного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, Которого по обычаю закона, сохраняющегося и у нас, принесла Пресвятая Дева Мария в храм.

Святой Симеон Богоприимец

Святой Симеон Богоприимец

Радостно держал он на руках своих Содержащего всю тварь; радостно смотрел старец Симеон на близкую кончину свою, потому что на руках своих видел Того, Кто обнадёживал его в безопасности и блаженной жизни и после смерти.

Но не завидуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твоё счастье — поднять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, ещё не видя, братья, чая Его, — и не один раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймёт, возлюбленные, что я говорю о причащении животворящих Тайн Тела и Крови Христовой?

Да, мы имеем большее счастье, чем св. Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятьях своих Жизнодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа в последствии времени, во все дни до скончания века, будут поднимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своём.

Не на руках только, говорю, потому что священннослужители, совершающие Божественную Литургию, и на руках своих подъемлют Его во время каждой Литургии ладонями своими, а потом — о безмерная милость! — заключают Его в объятьях сердца своего! О, Иисусе, Сыне Божий, бездна благости и щедрот! Как Ты не опаляешь нас, нечистых сердцем и устами, всегда недостойных Твоих пречистых и животворящих Тайн? Но что я говорю? Ты и опаляешь наше недостоинство, когда мы не принесём Тебе, возлежащему на престоле, твёрдой и непоколебимой веры и сокрушения сердечного, и тотчас же оживотворяешь, и успокаиваешь, и радуешь, когда исправимся от недуга сомнения и маловерия, ибо Ты — Истина и не попустишь быть в нас безнаказанно и одной малейшей тени сомнения.

Святая Анна пророчица

Святая Анна пророчица

Итак, мы подъемлем Господа, как Симеон, на руках своих каждую Литургию, а вы, по крайней мере, большая часть из вас, сподобляетесь счастья подъять Спаса своего только раз или несколько раз в год, и то, всегда ли после достойного приготовления к этому? Дай Бог, чтобы все приступали к столь страшному Таинству с должным приготовлением. Надобно удивляться маловерию и холодности христиан ко Христу, Жизнодавцу и Господу своему! Источник бессмертия течёт ежедневно: приходи, приготовясь, и пей, тем более что многие больны и духом и телом, времени свободного имеют немало, а многие и в праздности проводят это время. И что же видим?

Несмотря на то, что все чувствуем на душе своей бремя грехов и страстей, свою виновность, своё окаянство перед Богом, своё бессилие в борьбе со страстями, не приходим ко Господу, предлагающему Себя ежедневно в пищу верным и готовому явить всякую помощь труждающимся и обременённым. Мы видим, и то не всегда, пьющими от бессмертного Источника почти одних младенцев бессознательных, да и тех иногда — увы! — подносят к св. Тайнам не отцы, не матери, не кормилицы, не бабушки, а взятые, как говорится, с ветру женщины, иногда нищие. Что за невнимание к величайшей святыне! Господи, Жизнодавче, Спасителю! До чего мы дожили? Ты ежедневно выходишь в сретение нам во вратах храма Своего, а мы отвечаем Тебе равнодушием и даже самым немыслимым небрежением. Доколе терпишь неправды наши, холодность нашу, бесчувственность нашу, гордость нашу? Долготерпит нас, братья, Господь, не желая, чтобы кто погиб на веки, но чтобы все пришли к покаянию, чтобы обратились рано или поздно от бесчувствия своего.

Так, большая часть христиан холодно встречают Господа во храме в Его св. Тайнах, редко приступают к св. Тайнам вкусить Господа своего. Хоть бы в болезни своей или перед смертью своей, как Симеон, желали бы все с радостью поднять Господа и увидеть Его, Спасение. Нет, многие бегают от Него и в болезни и, когда им предлагают бессмертную пищу и питие и вместе всеисцеляющее врачевство Тела и Крови Жизнодавца, откладывают до будущего времени, которым не могут располагать наверное, потому что жизнь наша во власти Божьей; многие имеют тайную мысль, что причащаются только будто бы перед смертью. Христе Боже! Не сказал ли Ты Своими пречистыми устами, что Ты пришёл на землю для того, чтобы люди имели жизнь, и с избытком имели, а не для того, чтобы губить их? «Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать». «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

Сретение Господне

И во св. Тайнах не всем ли, принимающим их с верой, даруешь жизнь? Не часто ли Ты чудно исцеляешь болезни? Не всегда ли разрушаешь и очищаешь нас от грехов? Доколе же мы будем неразумны, маловерны и слепы?

А с какой радостью сказал бы каждый из нас перед смертью после достойного принятия св. Тайн Твоих: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, из кратковременного суетного века сего, яко видеста очи мои спасение Твое, здесь в начале; надеюсь, что увижу его совершившимся и там, в вечности. Теперь, аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Прими дух мой с миром».

Но вот, братья, придёт Сретение Господне для всех людей, для христиан, иудеев, агарян и язычниковъ, т.е. для всего рода человеческого; если вы не научились здесь встречать Его, кроткого и смиренного, как встретить Его в неприступной славе? Где тогда окажемся мы? Где окажусь я со своим нынешним небрежением и холодностью к Господу? Сыны царствия не будут ли изгнаны во тьму кромешную, где будет вечный плач и скрежет зубов? Апостол говорит, что так будет. Как мы убежим, т.е. от будущих мук, о толицем нерадившие спасении, начало которого приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися?

Братья! Чтобы встретить нам радостно Господа во второе, славное Его пришествие, научимся встречать Его здесь — ежегодно в праздник Сретения и во все праздничные и воскресные дни, и особенно во св. Тайнах, т.е. будем с великой верой и сердцем сокрушенным и смиренным приступать ко святой Чаше. Для тех, которые привыкли достойно встречать Его здесь, в нынешнем веке, не страшно будет и Сретение Его во второе и славное Его пришествие.

Боже! Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего, да бесконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духомъ, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Сретение Господне

Сретение Господне

СРЕТЕНИЮ ГОСПОДНЮ

Тропарь, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, /
из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, /
приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим /
и руце Симеоне благословивый, /
якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, /
но умири во бранех жительство, /
и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Тропарь праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице

глас 1

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / во объятия приемый Спаса Господа. / Веселися и ты, честная пророчице Анно, / возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, / сокрушившаго державу вражию // и подающего нам велию милость.

Кондак праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице

глас 8

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, / на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, / Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, / во объятия своя от всепречистых рук приял еси / и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. / Темже похвальными гласы ублажаем вас: / радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / радуйся, пророчице честная Анно, // радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретение» »

(551)

Комментирование запрещено