Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Есть возможность облегчить наказание умершего грешника.
Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню,
то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38), – сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
В этом году 22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота — память всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших. Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению Сырной седмицы и следующего за ней Великого поста. Послушаем Матери своей Церкви, и, поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет.
Приведём на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения, — каков перейдёшь, таким и останешься…
В этот день мы молимся за всех людей, живших на земле. За тех, кого мы когда-то знали лично, за наших близких и любимых, разлука с которыми так терзает нас, и за тех далеких предков наших, живших сотни и тысячи лет назад.
Наша молитва становится связующей нитью между живыми и мертвыми, и приоткрывает нам завесу над тайной вечности, и согревает надеждой сердца наши, измученные страшным словом «навсегда», и мы наконец-то верим непостижимым словам Христовым: «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38) .
В жизни человека самое важное и самое страшное — смерть. Как часто мы хотим заставить себя забыть о ней. Хотим убедить себя, что о ней можно не помнить, можно не думать о самом важном в жизни… А она приходит, отнимая таких дорогих нам людей! Приходит… И с ней приходит столько страданий, столько муки и терзающей тоски…
В ней являет себя власть радикального зла в мире. Она ведь кажется нам концом. Концом жизни, в которой было столько хорошего, так много света и смысла, если бы не было этого конца. Он как-то обессмысливает жизнь, и ужасает нас. Мы не хотим, не можем принять и отталкиваемся от него, душа мечется в эти страшные минуты смерти близкого…
А между тем, в кажущемся в ней конце раскрывается глубочайший истинный смысл жизни. Этот кажущийся конец показывает, что человек принадлежит совсем не только одной поверхностной обыденщине жизни во времени, но также и вечности. Потому-то мечущееся при виде смерти сердце и наше горе, наша невыразимая тоска так не принимают её, как конец.
Они как бы свидетельствуют о том, что в человеке есть вечное, то есть Божественное начало. Поэтому смерть — не конец, какой бы трагической она ни была для каждого из нас. Божественное в человеке, вечное — это любовь, так как Бог — есть Любовь. И наша сообразность Ему, образ Его в нас — тоже любовь, та, которой муж любит жену, а жена мужа, та, которой брат любит брата, которая своего не ищет, умеет терпеть, умеет прощать, не завидует, всегда сострадает, радуется правде.
И так как она в нас — Божие, то и не умирает. «Все перестает быть. Все прекратится. Все умолкнет — говорит апостол Павел — любовь же никогда не перестает быть». Вот почему истинно любящий — победитель смерти. Христос воскрес. Христос победил смерть. Потому что Он был воплощением универсальной Божественной Любви.
Не мне говорить вам о любви покойного к близким, к родным, к друзьям, ко всем вам, любившим его. Бог видит всех и каждого из нас. Личность человека — именно личность — есть Божий замысел о человеке, Божия идея. И только Ему ведомо, насколько Его замысел осуществляется каждым из нас.
Но нам, христианам, дано знать, что нашей человеческой любовью постигается вся широта, вся долгота, вся глубина и вся высота всего бытия.
И та, превосходящая всякое разумение пресветлая полнота Божия, в которую вступает сейчас столь вам дорогой, столь вами любимый… Полнота вечности. Полнота Божественного ведения и вечной Божественной памяти обо всех и всем, о каждом вздохе той нашей любви, которая входит в жизнь Божию, как здешний её светоносный, лучезарный отсвет.
Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние.
«Молитва за ушедших с этой земли очищает и сердце самого молящегося от всех ненужных осадков в отношении этих усопших. Молитва за живущих на земле может быть и корыстна, и своевольна. Молитва же за усопших такой не бывает, она всегда источает небесную, очищенную любовь, истинный воздух вечности». Архиепископ Иоанн (Шаховской)
У всех нас есть усопшие родные, близкие, друзья и знакомые. Их загробная участь закрыта для нас, но мы любим их и хотим что-то для них сделать.
Они и там, за чертой земной жизни, нуждаются в нашей помощи и поддержке. Итак, чего они от нас ждут и чем мы в силах помочь им? Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно: наша горячая молитва о упокоении их душ и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший помолиться за себя уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью?
Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, – и он умирает со грехами.
Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима! Усопший может рассчитывать только на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельство этому — многочисленные случаи из Предания церковного и житий святых.
«Суббота родительская, поминальная великая суббота, накануне Недели о Страшном суде. Поминаем всех от века почивших православных христиан: отцев, братий, сестер, сродников, всех поминаем, кроме богоотступников, хулителей нераскаявшихся, самоубийц – таких никогда не отмолить в храмах Божиих. Совершать будем парастас в пятницу вечером, 17-ю кафизму петь, в субботу будем читать акафист заупокойный: «Отче наш, любовь неизреченная, упокой усопших раб твоих» и совершать будем в субботу заупокойную литургию и великую панихиду, с чтением канона заупокойного. Субботу эту ждут все покойники, души их… Как на Пасху от каждого двора или от каждой улицы шёл человек все подать записочки: «Ты, баба Марья сможешь пойти, а я ж не пойду, помяни ж моих родителей пойди, пусть помолятся о упокоении в церкви». Как души умерших ждут этого священного дня великого!..» — Схиархимандрит Зосима (Сокур).
И так, завтра поминальная родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершим заупокойные богослужения о всех почивших отныне и до века православных христианах. Поэтому она названа Вселенской. Обычный день поминовения усопших – суббота. Это ещё ветхозаветная традиция, так как суббота – день покоя, а усопшие уже упокоились в покое Господнем.
Но почему же именно перед Неделей о Страшном суде мы вспоминаем всех отныне и до века усопших православных христиан?
Ответ на это даётся в синаксаре субботы мясопустной:
«В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине:
Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших, кроме самоубийц)».
Поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам (всех некогда живших), умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства.
Упокой, Господи, души всех от века усопших православных христиан, прости им все их прегрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное! Аминь.
ЗАГРОБНАЯ УЧАСТЬ ДУШИ И ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ »
(3)