Постепенно подходя к Великому посту, Святая Церковь этот воскресный день посвящает воспоминанию Страшного Суда Христова, о котором Сам Господь Иисус Христос подробно сказал Своим ученикам в Своей соответствующей беседе. Святитель Иоанн Златоуст, беседуя об этой 25-ой главе от Матфея, применяя к этому повествованию, говорит: «Слово Его становится страшным, потому что Он самое небо, самые небеса представляет как бы опустевшими совсем, потому что и Он оттуда уходит на Престол Своей Славы и все святые ангелы с Ним сходят с неба туда, где Он будет совершать Свой последний суд. «Придет во Славе Своей, сядет на Престоле Славы Своей»…
Что значит подготовиться к посту? Это не просто взять и затянуть ремень на последнюю дырочку, поменьше есть и пить, — нет, не в этом смысл Великого поста. Вообще он называется Великим по значению, потому что он прообразует всю нашу земную жизнь, она, так сказать, собрана в миниатюре в эти 40 дней.
И, наоборот, вся наша жизнь — это тоже Великий пост. Это не то, что ты родился барчонком и живёшь в своё удовольствие. А нужно помнить, что за последней чертой нас всех ожидает суд Божий, и за ним — Вечная жизнь. Тогда будет решаться, где тебя поселить, в каком коттедже, какую квартиру тебе дать на небе по твоим заслугам?!
Знаете, как раньше было: допустим, человек совершил великий подвиг перед народом и Отечеством или проявил себя с положительной стороны, начальство не знает, в каком доме его поселить, с какими удобствами квартиру ему выделить. Таким людям дают жилплощадь в добротном доме в центре города. Обычно ордер выдают на собраниях, где присутствуют сотни или тысячи людей: «Награждается квартирой такой-то ударник труда». Всё делается при свидетелях, т.е. в рассуждении всего пребывающего трудового коллектива. Так вся наша земная жизнь — это подготовка к вечности. А нам хочется пожить в своё удовольствие, получить образование, проявить свои таланты, повыше сесть. Хочется стать министром или генералом, если не министром, то хотя бы инженером где-нибудь поудобнее устроиться, только чтобы не лопатой работать.
А на самом деле — это почетный труд: с киркой, с лопатой, с косой! Между прочим, кто физически больше работает, тот более способен и к духовному подвигу. Когда женщина занята работой, а за ней ещё с десяток детей ходят, за полу дёргают, то ей некогда думать о нарядах и заниматься собой. Вот такая мама и становится святой. Каждый должен заниматься своим делом: женщина — деторождением, воин, который служит в армии, — защищать Родину и нашу веру; трудящийся — трудиться на благо Отечества и своих ближних; священство — проповедовать, учить, подготавливать народ к Вечной жизни.
Нам нужно памятовать, что, вступая в Великий пост, мы должны очистить свою душу, и это не так-то легко даётся, но как говорит житейская мудрость: «чем хуже, тем лучше». Многие это не воспринимают и даже возмущаются: «Какой негодяй, видишь к чему он нас понуждает — к худшему! Ведь я человек, и это звучит гордо, как сказано у пролетарского писателя». Но нам необходимо смирять свою гордыню и укрощать страсти — поститься душой.
Как это поститься? Это значит «не кушать» грехов, не творить зла. Одно лишь телесное воздержание от мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов — это вспомогательные средства, а тут надо, чтобы душа попостилась, чтобы с неё свалилась греховная чешуя. Помните случай, описанный в Отечнике, когда у одного святого бес просил: «Дай мне твою душу». А тот отвечал: «Как я тебе отдам свою душу, если я живу здесь на земле, для того, чтобы спасти её». Но бес настаивал: «Мне надо взять твою душу, мне приказали». И так ходил он, ходил вокруг святого, что подвижнику надоело на него смотреть, он и говорит бесу: «Ладно, так и быть, забирай, только знаешь что, моя душа — не полушка, спой мне за это ту песнь, которую ты пел на небе, будучи ещё ангелом».
Как ни возмущался бес и предупреждал святого: «Я буду петь, но ты умрешь от этой песни, потому что человек не может выдержать этой мелодии и её смысла», но святой не уступал, и пришлось ему спеть. Как зарыдал, заплакал падший ангел, вспомнив обстановку Царства Небесного, все обстоятельства жизни в раю, где он был до изгнания оттуда. И такими слезами плакал, что святой удивился: так люди не плачут, как бес рыдал, он был весь мокрый от слёз. Небесная песнь — это не столько звук, сколько озвученная энергия, это формула исхождения Божественной благодати! И действительно, когда он пел, у него на лбу по-явилось светлое пятно, огненная точка, которая начала распространяться на всё тело. И с беса стала сползать чешуя, как с гадюки прошлогодняя кожа. Он стал весь огненный так, что нельзя на него было смотреть! Господь помиловал того падшего ангела, и он, очищенный и прощенный, поднялся на Небо! Всё это происходило на глазах потрясенного старца: он не смог стерпеть этого чудесного преображения и той благодати, которая коснулась и его. Подвижник умер, и его душа была также взята на небо.»
Вы, наверно, слышали, что от радости или от сильного потрясения люди тоже умирают, и это не выдумка — есть величайшая радость, которую люди не могут пережить. Радость небесная, она не сравнима с земной радостью, мы не можем даже в уме представить, какое это благо! Мы, находящиеся в этой мясной плоти, не можем перенести такую благодать, это небесное состояние, которое испытывают ангелы и святые люди, небожители.
Нам даны подготовительные недели к посту, чтобы мы могли подумать, рассчитать свои силы, как сказано в Евангелии о мудром строителе. А рассчитывать нужно в первую очередь на Бога, помолиться и сказать: «Господи, помоги мне собраться с силами, настроить себя на постовой лад, усилить молитву». Эта подготовка заканчивается в следующее воскресенье, которое называется Прощёным.
Прося друг у друга прощения с земным поклоном, мы ставим точку в подготовке к Великому посту, и жизнь уже должна быть соответственная. Кроме того, Великий пост прообразует ещё и Царство Небесное. Мы как бы умираем в посту для этой земной жизни, перестаём есть мясное, делать людям всякое нехорошее и злое, т.е. вступая в сорокадневный пост, мы начинаем новую жизнь «во всяком благочестии и чистоте».
В посту многие ходят с траурными лицами: «Какое горе наложила Церковь: не ешь и не пей, и веселиться нельзя!» А вы — ходите и радуйтесь внутри, и эта радость будет светиться на лице, как на витрине. Радуйся, потому что в посту ты находишься уже как бы на небе: не обременяешь свою совесть грехами; ведь когда совесть угнетается тяжёлой пищей, многословием, загружается паутиной из различных экранов, то она злит тебя и подшпоривает на зло, как всадник даёт шпоры коню, чтобы тот быстрее бежал.
В подготовительные недели к Великому посту вспоминаются евангельские персонажи, так сказать наши ориентиры и маяки в духовной жизни. Вот, например, было воскресное чтение о Закхее, т.е. мы должны быть незлобивыми и простыми, как Закхей. Потом идёт Неделя о мытаре и фарисее, так и нам в жизни нужно быть мытарями и не мнить из себя фарисеев. Далее Неделя о блудном сыне, т.е. так и нам надо возвращаться в отчий дом — к Богу, — через пост, молитву и покаяние, чтобы очищенными встретить Христа на Пасху. А Пасха для праведника прообразует встречу души со Христом после исхода из тела.
Сегодня в Неделю о Страшном Суде Церковь нам показывает, что Господь не карать будет, а справедливо и спокойно рассуждать, кому какое место предоставить после смерти. Он же Любвеобильный и Милосердный Бог. Прежде всего, Он здесь разлучает праведных от грешников. Потому что как на Страшном Суде Господь скажет: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25; 34), когда там будет половина или даже больше грешников. Если люди будут не рассортированы, как можно всем сказать: «Приидите, благословеннии», не правда ли? Поэтому Господь разделит праведников от грешников, козлищ от овец, чтобы не оскорбительно было для святых.
И потом скажет тем, которые окажутся с левой стороны, ошуюю от Него: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25; 41). На Страшном Суде соберутся все люди, все языцы, т.е. все племена и расы. Сегодня на земном шаре проживает более трёхсот национальностей и народностей. Второе пришествие Господне будет во славе, когда Он предстанет перед человечеством в окружении ангелов судить живых и мертвых.
Первый раз Господь пришёл на землю, как простой человек в смиренном облике, от людей оскорбляемый и унижаемый. Родился Он Спрятанный внутрь плоти Пресвятой Богородицы и открыл Свою Славу только на горе Фавор близким ученикам, поэтому грешники не узнавали Его Божество простым телесным зрением. А праведники, начиная с праведного старца Симеона и пророчицы Анны, сразу узрели, что Он не просто человек, а Бог, кроме того, это было предсказано в Священном Писании. По сути дела, унижение и оскорбление, которые претерпел Господь, означают для нас то, что мы, люди — Его творения, есть дар Божий, Его заслуга и труд.
После перенесенных страданий и крестной смерти Господь во второй раз явит Себя человечеству во всём величии Божества, тем самым показывая нам, что для того, чтобы заработать славу, надо потрудиться.
И один из главных подвигов, если не самый главный для человека, — это смириться и уничижиться. Сказано ведь в Заповедях блаженства: «Блажени нищие духом, яко ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6; 20). Кто эти нищие? Те, которые думают, что у них за душой ничего нет, т.е. не гордые. А богатые — это те, которые мнят о себе, что они умные, способные и талантливые.
Господь явил нам пример, когда две тысячи лет назад сошёл на землю, выполнив послушание Отцу Небесному, и вот за это как бы получил награду и славу, хотя она у Него была всегда.
И так, Господь явится в Божественной славе, весь в огне, в ослепительном свете ярких тысяч солнц. Так величественно придет Господь, что на Него нельзя будет воззреть даже ангелам. Уже от сложения мира праведникам уготованы места на небе: «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене» (Мф. 25; 35). Вот эти два дела – милосердие и любовь — очень важны в христианской жизни.
Допустим, приютить бездомного, ищущего пристанище человека. Раньше, до революции, везде давали кров путникам, которые шли пешком на богомолье в Киево-Печерскую или Троице-Сергиеву Лавру. В наше время тоже многие верующие нуждаются в жилище и не имеют средств к существованию, поэтому мы с вами, как истинные христиане, должны помогать нашим ближним. Или если встретится какой-нибудь нищий бродяга, особенно сейчас, дать ему кусочек хлеба, одеть, утешить его. Пьяного тоже надо накормить, только денег не давать, т.к. это ему на погибель, не подливать масло в огонь. Очень важно поддержать телесно, но это далеко не все, это только прообразует истинную пищу и напиток. А истинная пища — это духовная, слово Божие, этим надо накормить человека. Его надо познакомить с Богом, наставить на правильный путь, ведь каждый из нас путешественник с земли на небо через веру, молитву и добродетельную жизнь.
Надо напитать человека Божественной энергией, благодатью Духа Святаго — вот какое блюдо надо дать его душе и напоить его небесным напитком. Помните, как в Пасхальном каноне поется: «Пиво пием новое», — т.е. не то языческое или ветхозаветное, которое пили израильтяне, а новое пиво, радостное — пиво христианской веры и любви, вот что надо дать человеку! Стало быть, надо его покрестить, научить основам Православия, чтобы он ходил в храм, исповедовался, причащался, молился ещё и дома, т.е. сделать его истинным христианином, богоподобным, как заповедовал Господь.
И вот книга, по которой надо учить, называется Евангелие, Новый Завет — учебник Вечной жизни. Вот какие надо дать пищу и напиток для души. Нам подаётся духовная трапеза с небесной трапезной, и Церковь через своих священнослужителей преподаёт нам семь блюд — таинств: крещение, миропомазание, исповедь, причащение, соборование, венчание и священство. Но мы должны заплатить за эти блюда. Чем же? Верою, покаянием.
«Наг, и одеясте Мя» (Мф. 25; 36). Одеть нагого — это значит не только в буквальном смысле. Вот, например, Андрей, Христа ради юродивый, живший в начале X века в Константинополе, вообще ходил нагой и никого не стыдился, и его не стыдились, знали, что ходит ангел, а не человек. А нагой — это тот, у кого нет крещальной одежды, безблагодатный из-за грехов и безбожия. Потому что такой человек попадает к разбойникам, т.е. к бесам, и они обдирают его как сидорову козку и оставляют без духовного покрова. Одеть такого человека — означает привести его к покаянию, разъяснить ему волю Божию, научить его жить добродетельно. И таким образом, покупаешь ему новую одёжку. Помогая обездоленным и убогим, мы угождаем Богу. Ведь Господь сказал: «Наг, и одеясте Мя», здесь Он прообразует человека, нас с вами, т.к. мы все во Христе Его чада, и поэтому говорит, как будто от нашего имени.
А святые ответили: «Господи, когда Тя видехом алчуща и напитахом? или жаждуща и напоихом? …или нага, и одеяхом?» (Мф. 25; 37, 38). Они не сказали, что да, действительно, мы кормили и одевали ближних, а поскромничали, и это ещё раз подтвердило их добродетельность. Потому что праведники работали здесь, на земле, и не думали, что делают великое дело, они считали себя за неключимых рабов, которые выполняют то, что им положено. «И поставит овцы одесную Себе…» (Мф. 25; 33). Господь Своих избранных называет овцами, потому что это кроткое и незлобивое животное приносит много пользы человеку. От овец получается прекрасная шерсть, и раньше, в старое время, когда не было синтетики, люди ходили в натуральных одеждах из хлопка и шерсти. А сейчас, можно сказать, все пропорционально: сколько в нашей жизни неправедности, столько и синтетики на нас. От овец мы также получаем молоко и мясо.
Вот, кстати, сегодня память мученицы Перпетуи, которая была замучена в Карфагене в 203 году.
Оставшись вдовой, эта 22-летняя красавица не соблазнилась прелестями мира, а мужественно исповедовала веру во Христа, за что и была заключена языческими судьями в темницу. И вот снится ей перед страданиями сон, как будто она находится на каком-то пастбище и там сидит ветхий, весь седой благообразный Старец, а вокруг Него пасётся стадо овец. И видит Перпетуя, что Старец смотрит на неё такими отеческими любящими глазами, а затем подозвал одну из овец, подоил её и дал попить мученице. Она выпила во сне этого небесного молока и от благодати, которая сошла на неё, стала как бы невменяемой: не хотела слушать увещания язычника-отца, просившего пожалеть свою молодость и своего ребёнка, и, оставив годовалого младенца родителям, со своим братом и его друзьями, такими же христианами, пошла на мучения. Сначала их бросили в цирке на растерзание диким зверям, но животные не тронули мучеников, и святых усекли мечами.
Мученики и праведники подвизались не своими силами, а с Божией помощью, когда во время мучений и совершения подвигов на них сходила благодать. Так и святая Перпетуя шла на мучения, не помня себя, потому что была опьяненная благодатью Духа Святаго.
Помните, так же мать пророка Самуила плакала в Иерусалимском храме, что она безчадная и у неё нет детей, а первосвященник Илий подумал, что она пьяная, и стал её укорять в этом. А она сильно молилась, находилась в таком молитвенном состоянии, что действительно была пьяна от благодати Божией. И вот люди, которые переживали особое воздействие благодати Духа Святаго, становятся как бы не от мира сего, ибо таковых есть Царство Небесное. У них уже ум не земной, а небесный, потому они и кажутся странными, вот такие они и есть Христа ради юродивые.
В прошлые времена европейцы приезжали в Россию и говорили, русские какие-то ненормальные, не такие, как все. Они жили среди русских людей и не могли понять, что же это за народ какой-то чудной. А на самом деле русские — это благодатный, богоизбранный народ, как говорил апостол Павел: «Мы (убо) буи Христа ради, вы же мудри о Христе» (1 Кор. 4; 10). Вот и получается, у одних земной мир, а у других — Божественный, духовный.
Таким образом, происходит разделение людей по образу жизни, по их вере и делам. Возвращаясь к Евангельскому чтению, мы видим, какое смирение Богу проявили праведники! Уже за одно это, если бы они ничего не сделали на земле, их надо было бы наградить. Но это смирение, простота и правда приобретаются глубокой верой и добрыми делами, ибо истинно верующий человек не будет ходить по земле бездельником. Вера и совесть заставят его делать доброе, он не может быть ни физическим, ни духовным тунеядцем, ему тошно без работы, не правда ли? Все взаимосвязано: физическое поведение в этом мире свидетельствует о духовном состоянии человека, уже здесь видно птицу по полёту, кто есть кто.
«И поставит… козлища ошуюю» (Мф. 25; 33). Вы сами знаете, какие козы: непокорные, своенравные, злые. От козлов вонь такая, что и близко не подойдёшь. На некоторых мясокомбинатах содержались козлы, которые водили на бойню овец. Овцы сами не идут на убой, чувствуют опасность, а козёл, как вожак, становится впереди стада и ведёт их за собой, доводит до нужного места, а затем — раз и в сторону, в боковую дверь, а овцы — под нож. Если козлов и содержат, то получают от них копеечные ценности: их не стригут и пасти их сложно. Козы не пасутся на лугу, как овцы, а лазят по кручам, по краю обрыва, ищут такие места, где опасно, чтобы у видевших их людей или пастухов сердце обрывалось, чтобы за них переживали: ой-ей-ей, сорвётся, погибнет сейчас! Вот что делают — искушают. Такие люди, которые подразумеваются под козлищами, пьянствуют, разбойничают, наркоманят и т.п. И все от них терпят и страдают, а матери плачут, как бы не сорвался со скалы в преисподнюю. Вот вам и сравнение с козлищами.
«Идите от Мене, проклятии, во огонь вечный» (Мф. 25; 41). Эти злые люди сами себя прокляли тем, что не веровали в Бога, Который сотворил всех нас, одарил дарами и талантами, необходимыми для жизни здесь и в жизни Вечной: способностью к познанию, способностью любить и т.д. Что Бог имеет, то и нам дал, только в меньшей степени, по возможностям нашего естества, а нам ведь больше и не надо. Люди сами виноваты, что губят свою жизнь. И что удивительно, если грешник попадёт в рай, он не сможет там выдержать, он весь сгорит, испепелит свою совесть, поэтому грешник и попадает в место, соответствующее его духовному состоянию.
Праведник, который стяжал благодать Духа Святаго, подготавливается к переходу в Царство Небесное, он находится в состоянии акклиматизации, так сказать акклиматизируется к новому месту жительства. Уже здесь люди духовно определяются, или на небо, или в преисподнюю. Уподобление Богу совершается через веру, молитву и праведную богоугодную жизнь. А человек, грешный безбожием, неверием, беззакониями, сам себя обрекает в преисподнюю. Всё будет происходить, как на судебном заседании: судья объявил приговор, милиционеры забирают подсудимого — руки назад, в наручниках, и в тюремную камеру на пять лет. А на Страшном Суде каждому будет вынесен вечный приговор без возможности обжалования.
Святитель Филарет, митрополит Московский, в одной из своих вдохновенных проповедей, говорил: «Помни, человек, Господь для того тебе не открывает заранее картину Своего последнего Суда, чтоб пока ещё не поздно, ты перебежал бы с левой стороны на правую». Если совесть твоя чутка, если она тебя во грехах обличает, то несомненно, ты не можешь не страшиться этого суда, потому что грозит тебе участь с левой стороны.
Итак, дорогие братья и сестры!
Давайте подготовимся и мобилизуем свои силы для того, чтобы успешно провести наступающий пост, очиститься от нашей греховной скверны, приобрести в какой-то степени по нашим силам и возможностям благие навыки и тем самым стать на путь богоугождения и богоуподобления.
Церковь, как сердобольная мать, всё время готовит и опекает нас, чтобы мы очистились, стали чадами Божиими и наследовали Вечную жизнь. Так вот постовые службы целенаправленны, там всё время говорится о покаянии. И мотив у песнопений уже другой — минорный, называется постовой распев. Всё это делается нам в напоминание для покаяния: наклонись, Ванечка, поклонись, Танечка, Богу. Вот такой смысл Великого поста. Надо ходить в храмы Божии, дорогие.
Спрашиваешь иного: «Иван Иванович, веруешь ли ты в Бога, ходишь ли в церковь?» — «Да, я верующий, книги читаю. А вот в церковь не хожу, некогда мне». Значит, он неверующий, ведь верующий человек жаждал бы «воды, текущей в живот вечный» (Ин. 4; 14), которая течёт из этого родника, т.е. из алтаря храма. Вот сюда надо приходить и припадать к Богу, а люди, которые не посещают богослужения, обманывают сами себя.
Ведь Господь сказал: «Идеже бо еста два или трие собрании во Имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18; 20). Это сказано не про те компании, где собираются для праздных разговоров, а говорится про соборную молитву в доме Божием. Как дети играют на улице, балуются, а кушать приходят не на конюшню же, а в отчий дом, в столовую. Так и нам: походил, поработал, потрудился, и надо сюда, в храм, приходить питаться духовной пищей, хотя бы 2-3 раза в месяц, нужно стараться стяжать благодать Духа Святаго, дух молитвы, чтобы согрелось сердце и пробудились покаянные чувства.
Как-то ещё в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо, в котором одна учительница жалуется на свою мать. Когда та вышла на пенсию, то коротала дни в безделии — телевизор да лавочка… Она хоть и закончила пять классов, однако Священное Писание читать не смогла и в церковь не ходила. Вот и попала эта бабуля в лапы сатаны: стала ходить к иеговистам, а если точнее перевести — к сатанистам. Не послушала дочь, не захотела пойти в Православную церковь, в дом Божий, а теперь, как оглашенная, служит нечисти и других туда тянет. Не ест, не пьет и «спасает» других от «ада» — от Русской Православной Церкви, от Христа.
В церковь никого не затащишь, одни отговорки: «У меня времени нет. У меня внуки. Я работаю. У меня денег нет на свечки» и т.д. А в секту ходить — сразу всё находится: и время, и здоровье, и внуки разбегаются и деньги находятся… Старушке под восемьдесят, а она, как молодая девка бегает, вот что враг хитрющий делает для того, чтобы отвратить от Бога, от спасения.
Православные христиане, разъясняйте всем заблудшим и неверующим, что сейчас, выражаясь криминальным языком, сатана делает нам разборку, забирает наши души за безценок. В храм людей не загонишь, ни в коем случае, а если кому ещё и в монастырь случится уйти — прямо трагедия для всех близких и родных! А вот туда — к диаволу, пожалуйста, свобода же. Знаете, это частично и наша с вами вина — в том, что мы мало работаем, не кормим алчущих и не напояем жаждущих, т.е. ищущих Слова Божия, Истины о спасении — Евангелия! Аминь.
Архимандрит Пётр (Кучер), 14.02.1999 г.
(152)