“День рождества Богородицы — есть праздник всемирной радости,
потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость”
прп. Иоанн Дамаскин
Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нём для пребывания палату. И как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного.
По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Неё Спасителя мира.
Радуйся, райских дверей отверзение! Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!
Рождество Божией Матери для нас — особенно радостный день, потому что в нем исполнился целый ряд важнейших ветхозаветных пророчеств и прообразов. Именно Ее Бог избрал стать Той Девой, Которая, согласно предсказанию Исаии, должна была бессеменно зачать от Духа Святого и родить Сына-Еммануила, имеющего спасти род человеческий от тяготевшего на нем проклятия и смерти.
Это Она стала той таинственной «лестницей,» соединившей Небо с землей, которую видел во сне патриарх Иаков (Быт. 28:12). Она же стала и той «дверью заключенной,» которой, согласно видению пророка Иезекииля (Иез. 44:2), прошёл Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим.
Она же и созидание дома Премудрости Божией (Прит. 9:1), просвещающая всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1:9), и рассеивающая тьму неверия и заблуждений.
Словом, для нас рождество Пресвятой Девы Марии — есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, — явление миру Той от веков и родов сокровенной тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.
Вот почему настоящий праздник, как учит св. Андрей Критский, есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине.»
Святый Иоанна Дамаскин сказал: «день Рождества Богородицы — есть праздник всемирной радости, потому что Ей обновился весь род человеческий, и печаль праматери Евы переменилась в радость.
Протоиерей Андрей Ткачев
АКАФИСТ РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, PDF »
(93)