День преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца – 8 октября — большой церковный праздник.
Преподобный Сергий Радонежский — игумен Земли Русской покидает свое земное Отечество, чтобы стать гражданином Небесного Иерусалима, скорым помощником, исполняющим всякое прошение верующих к пользе, ибо, предстоя у Престола Света, он зрит в нем, как в зерцале, нужды и прошения всех, призывающих его святое имя.
Воплотилась эта признательность и благодарная надежда и в том, что родители, крестя своих детей, нарекали их святым и любимым именем – монашеским именем преподобного, под которым он стал известен всему православному миру – Сергий. Это одно из самых популярных русских имен, и каждый из знаменитых Сергеев добавляет ему новую славу – столько среди наших талантливых соотечественников, носящих его, поэтов, музыкантов, изобретателей, ученых, военных, богословов и мастеров множества других важных и почетных профессий.
За свою плодотворную ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября / 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келлии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на светолепный лик новопреставленного старца Божия. Дивен Бог во святых Своих! Прославляя Своих избранников, Он через них же устрояет и наше спасение.
Полное житие и подвиги преподобного
и богоносного отца нашего Сергия »
Отец Сергий
В святцах Русской Православной Церкви упомянуто 77 имен святых Сергиев, большая часть из них – новомученики и исповедники ХХ века. Совершенно очевидно, что многие из них при жизни праздновали свои именины в день памяти преподобного Сергия. Вообще имя «Сергий» — очень распространено в среде духовенства в силу все той же причины – глубокого почитания преподобного Сергия, чей подвиг особенно был близок людям духовного звания.
В связи с этим, далеко не случайным выглядит выбор Львом Николаевичем Толстым нарицательного имени для персонажа, историей которого писатель словно бы бросил вызов всей агиографической традиции, всему монашеству. «Отец Сергий» — нарочитое не-житие. Если следовать внешней канве, герой повести Толстого, как и подлинные монахи, проходит путь духовной борьбы и искушений, поддавшись гордыне, переживает глубокое нравственное падение, но, в конце концов, возвращается к вере, начинает «чувствовать» Бога.
Всё как в житии, но в этом житии внутренняя суть христианской жизни настолько переосмыслена, переломлена авторским видением, что не может не вызывать внутреннего сопротивления и множества вопросов у верующего человека.
Для героя повести спасение в монастыре, затворе, пустыне, в аскетической дисциплине невозможно – напротив, весь строй церковной жизни приводит его к падению, и спасение он начинает искать не в храме – он ищет его в народе, став простым странником.
Не входя глубоко в анализ текста этого произведения, адресую заинтересованного читателя к статье святителя Иоанна (Шаховского) «Духовная ложь «Отца Сергия». В контексте же настоящего разговора важен тот факт, что подбирая имя для своего персонажа, Л.Н. Толстой останавливается на имени «Сергий», на имени игумена Русской Земли, олицетворяющего всё русское монашество.
Писатель создал литературный образ, заживший своей жизнью, дав ему имя, которое стало нарицательным, причём именно на том поле, на котором трудился преподобный Сергий.
К счастью, и чтение толстовского «Отца Сергия» может быть полезным верующему человеку. Например, на примере этого текста отчетливо видно, в каком ошибочном свете видит христианскую жизнь светский человек. В советские годы судьба повести и её экранизации складывалась по-разному: их художественные достоинства то вызывали восхищение публики, то суровую отповедь по поводу того, что речь вообще зашла о таком «пережитке прошлого», как «путь к Богу».
Однако «пережиток» пережил своих гонителей. Одним из первых русских святых, вернувшихся к вспоминающему своё духовное прошлое народу в конце 80-х годов, стал именно преподобный Сергий. По молитвам русских святых и преподобного Сергия, без сомнений, и стало возможным возрождение веры и Церкви на Руси.
Патриархи
Перенесёмся вновь мысленно в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которая, как и в прежние времена, беспрепятственно принимает множество богомольцев и паломников. Здесь, в крипте под Успенским собором покоится прах двух русских Патриархов – Алексия I († 1970) и Пимена († 1990).
Совпадение ли – что Патриархи, на долю которых выпали новые гонения «хрущевской оттепели» и последующие годы агонии советской идеологии, Патриархи, обретшие упокоение в Свято-Троицкой обители, до принятия иночества носили одно имя – Сергий и были наречены именно в честь преподобного Сергия Радонежского?
Личную глубокую связь с преподобным Сергием Святейший Патриарх Алексий I ощущал на всем пути своего служения Церкви. В самом начале его Патриаршества, в 1946 году Церкви была возвращена Троице-Сергиева Лавра, что он воспринял как особый благодатный знак.
Здесь, в стенах Московской Духовной академии протекли годы его учебы, здесь в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры Сергий Симанский был пострижен в монахи и наречен Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского и позже рукоположен во иеродиакона.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в миру также носил имя Сергий, ибо при рождении был наречен в честь игумена Радонежского.Именно определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года была учреждена одна из самых почетных наград Русской Православной Церкви – Орден преподобного Сергия Радонежского, которым «награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 6/19 июля.
Именно в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена и при его активной поддержке в год празднования Тысячелетия Крещения Руси, в день Святой Троицы 29 мая 1988 года в подмосковном селе Городок, который впоследствии был переименован в Радонеж, несмотря на активное противление властей, был открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому работы скульптора В.М.Клыкова.
Великий князь
Завершить этот небольшой очерк хочется рассказом о рабе Божием Сергее, чьё имя особо дорого сердцу автора. Речь о Великом князе Сергее Александровиче Романове, супруге преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, дяде Императора-стастотерпца Николая Александровича, человеке больших дарований, высокой духовной жизни и трагической судьбы, особыми узами связанном с преподобным Сергием Радонежским.
Удивительно то, что порфирородный сын Императора получил имя Сергия, поскольку в роду царствующей фамилии этого имени доселе не встречалось. В архипастырском слове, произнесенном в Троице-Сергиевой Лавре по случаю наречения Великого князя Сергия Александровича святитель Филарет, митрополит Московский раскрыл предысторию такого решения.
Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной. После коронования и помазания на царство Император Александр II с Императрицей Марией Александровной посетили Свято-Троицкую Лавру и, во время ночной молитвы у раки с честными мощами преподобного, не сговариваясь дали обет в том, что если Господь дарует им сына, то в благодарность угоднику Божию они нарекут младенца Сергием. О своем решении они сообщили друг другу только тогда, когда вышли из храма.
Мы уже отмечали, и можем привести еще немало примеров того, как родители давали обет назвать вымоленного сына Сергием, и получали по своей вере просимое.
Совершив благодарственный молебен у раки преподобного, митрополит Филарет направил в Петербург для новорожденного икону с частицей мощей святого. Сразу после рождения сына императора по благочестивому обычаю иконописцам был заказан образ Небесного покровителя Великого князя, в серебряном вызолоченном окладе. Этот образ Великий князь Сергий Александрович хранил всю жизнь. После его трагической смерти вместе с другими принадлежащими ему иконами и реликвиями этот образ был перенесён в храм-усыпальницу в Чудовом монастыре.
В 1865 году для укрепления здоровья маленькому Великому князю пришлось провести в отрыве от семьи несколько месяцев в Москве. Мальчику было всего восемь лет, но уже тогда в нем крепли задатки высокой нравственной жизни, давшие свой обильный плод в зрелые годы, а также любовь к древней столице.
У Великого князя Сергия был замечательный воспитатель – Дмитрий Сергеевич Арсеньев. Суть своего педагогического метода он сформулировал так: «Я был убежден, что надо прежде всего вкоренить сознание бессмертия своей души, веру в Бога и твердые христианские правила; что необходимы: привычка испытать все свои поступки, усердная и внимательная молитва, жизнь в присутствии Божием и постепенно укоренение убеждения, что жизнь земная есть великая и серьезная обязанность, ведущая нас к вечности, и за которую мы подлежим серьезной ответственности; все это я считал необходимым внушить, как основу воспитания и основу жизни».
В дни пребывания в Москве, Великого князя принял митрополит Филарет, который на прощание благословил мальчика крестом с мощами преподобного Сергия, наказав: «Надевайте крест, когда будете ходить в церковь, молиться Богу или пойдете к родителям, а когда будете играть, то снимайте». Этот крест Великий князь надевал в день Причастия до конца своей жизни, завещав его младшем брату Великому князю Павлу Александровичу.
Достоверно известно, что Великий князь неоднократно посещал Троице-Сергиеву Лавру и молился у мощей преподобного.
Великий князь Сергий Александрович – это великий пример благочестия в миру, достойного служения народу и Отчизне, человек, следовавшей тому идеалу, к которому призывал и преподобный Сергий Радонежский.
Через некоторое время после гибели мужа, Великая княгиня основывает Марфо-Мариинскую обитель милосердия, духовником которой становится отец Митрофан (Сребрянский). После смерти Великой матушки, по благословению святого Патриарха Тихона отец Митрофан примет монашеский постриг с именем Сергий – в честь преподобного Сергия Радонежского (супруга отца Митрофана станет монахиней Елисаветой). Именно под этим именем после своей кончины он войдет в сонм новомучеников и исповедников российских – преподобноисповедник архимандрит Сергий.
Так ткётся полотно истории. Так линия духовного родства, связующая между собой святителей и святых, протягивается и к нам, если только мы от всей души верим в свою им сопричастность.
День преподобного Сергия рассыпается по календарю искрами множества малых, семейных праздников – днем Ангела всех тех, кому покровительствует игумен-чудотворец. Свою любовь к преподобному Сергию русский народ запечатлел духовными песнями и стихами, храмоздательством, иконописанием, паломничествами, ведь каждый шаг паломника по пути к святыне – это труд любви.
Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским
Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.
Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Ин тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 4
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша.
Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 4
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.
Ин тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 8
В чистоте жития источник слез твоих, исповедания трудовныя поты совокупил еси, и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, омывавши сугубстве творящим любовию память твою скверны обоямы душевныя и телесныя. Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: моли, отче, Святую Троицу о душах наших.
Кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.
Ин кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 8
Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом.
Кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ и Tому невозвратным желанием последовав,/ всякое наслаждение плотское возненавидел еси/ и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси;/ тем и Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:// радуйся, Сергие богомудре.
Ин кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому
глас 8
Яко безплотным равножитель всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы и того ради вопием ти: радуйся, отче преподобне Сергие.
Величание преподобному Сергию, игумену Радонежскому
Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому
О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!
Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возставление, заблудшим — на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся — укрепление, благоделающим — в делах благих преспеяние и благословение, младенцем — воспитание, юным — наставление, неведущим — вразумление, сиротам и вдовицам — заступление, отходящим от сего временного жития к вечному — благое уготовление и напутствие, отшедшим — блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Смотрите также:
(235)