4 ноября наша страна празднует День народного единства. Праздник необычный, церковно-государственный!
Когда и зачем он установлен? Какова его история? Почему День народного единства важен для нас? Давайте разбираться вместе!
День народного единства празднуется в нашей стране уже в 12-й раз. Этот памятный день, призванный воскресить в уме русского человека события 400-летней давности, которыми окончилось Смутное время, был установлен в 2004 году.
Этот день, связанный с самыми лучшими традициями русского народа: взаимовыручкой, волей к победе и стремлением к порядку – промыслительно выпадает на весьма значимый церковный праздник – День Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
В начале XVII столетия пресеклась династия Рюриковичей.
Воспользовавшись слабостью новых правителей из числа бояр, предавших новый царственный род Годуновых, польские интервенты вторглись на территорию России. Во главе польского “миротворческого контингента” шёл “чудесно спасшийся от рук убийц царевич Димитрий Иоаннович” – самозванец Лжедмитрий I.
Внутри страны у поляков быстро нашлись помощники из числа безземельных бояр, казаков и асоциальных элементов. Захватчики принялись резать и грабить жителей страны.
Западные, южные и центральные уезды России были разорены, царь Василий Шуйский убит, Московский кремль занят польским гарнизоном, а патриарх Гермоген, призывавший в своих грамотах русских людей ополчиться на иноземного врага, заморен голодом в Чудовом монастыре.
В этих условиях подлинную силу духа и свои лучшие черты: соборность, смелость и инициативность – явил русский народ. На защиту страны встали благословлённые патриархом Гермогеном её рядовые жители: купцы, крестьяне, ремесленники, казаки – те, кто жил в городах Северо-восточной Руси.
В 1612 году столица страны была перенесена в Ярославль, где формировалось Первое народное ополчение под предводительством князя Трубецкого, казачьего атамана Заруцкого и крестьянина Прокопия Ляпунова. Ополчение подошло к Москве и взяло в осаду польский гарнизон Кремля.
Но сил ополчения недоставало для полной блокады гарнизона, поляки делали вылазки, к ним подходили подкрепления, а между предводителями ополчения начались споры о главенстве. Ситуация застыла в неустойчивом равновесии.
Тогда в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин начал собирать Второе народное ополчение. На спасение Родины он пожертвовал весь свой капитал. Стали собираться ратники из окрестных городов. Над новыми полками было решено поставить единого начальника – князя Дмитрия Пожарского. Кузьма Минин стал его помощником и казначеем.
Второе (Нижегородское) ополчение двинулось к Москве. По дороге к нему присоединялись отряды из других городов Руси. Наконец, добравшись до стен столицы, войско князя и купца вобрало в себя остатки Первого ополчения, уничтожило подошедшие к городу польские подкрепления, взяло штурмом Китай-город и плотно окружило Кремль.
Всё это совершилось не без помощи Божией Матери, Её Казанскую икону — которую ратники Второго ополчения с молитвой несли перед собой.
После нескольких месяцев осады 4 ноября 1612 года поляки капитулировали. Отряды ополчения разошлись по основным дорогам страны, уничтожая разрозненные польские отряды и банды мародёров. В следующем 1613 году в Москве был созван Земский собор, всенародно избравший на царство Михаила Романова, благодаря чему страшная смута наконец завершилась. Вот какому событию мы посвящаем 4 ноября.
День народного единства отмечается всего дюжину лет, но устойчивые традиции празднования этой даты в обществе уже успели сформироваться.
Нетрудно догадаться, что основные традиции Дня народного единства связаны с публичными мероприятиями, потому что именно в них единство видимо проявляется наилучшим образом. Президент России 4 ноября обязательно возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади столицы, а также устраивает торжественный приём с вручением государственных наград деятелям русской культуры и истории.
В России и за рубежом в этот праздник проходят крестные ходы и многотысячные массовые шествия, а также праздничные концерты, флешмобы и митинги.
Также в этот день во множестве устраиваются конференции и круглые столы, посвящённые истории нашего государства, его литературе, русскому языку и христианской культуре.
Наконец, 4 ноября в разных городах России открывают памятники русским подвижникам и героям: прп. Сергию Радонежскому, Кузьме Минину, князю Дмитрию Пожарскому, патриарху Гермогену и им подобным.
День народного единства – это повод для всех граждан России осознать и почувствовать себя единым народом и выразить в народных шествиях и крестных ходах свою причастность к истории и культуре нашего Отечества.
День народного единства — отнюдь не новый праздник, а просто забытый старый. Ещё в 1649 году царь Алексей Михайлович указом объявил День Казанской иконы Божией Матери — государственным праздником, а его сын Пётр Великий присвоил Минину и Пожарскому титул “Спасителей Отечества”.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.
Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Её неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, / иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею / и сокрушенным сердцем / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, / ускорим на молитву и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол / благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от него же истекает благодатная помощь / всем с верою притекающим к нему.
(67)