Лук. 8:26–39
Слышанное нами Евангельское чтение об исцелении гадаринских бесноватых является как бы иллюстрацией к словам Евангелия: Христос есть свет, просвещающий и освящающий всякого человека.
Некогда бесы овладевали отдельными людьми; начиная с 18-го века, под их влияние подпадают отдельные общества, в 20-м же веке мы наблюдаем как в состояние осаждённости темными силами попадает все человечество наших дней.
Недавно, в телевизионной программе Мерва Гриффина на тему о разных культах, выступил владелец фирмы «Проктер и Гэмбл». Этот «бизнесмен», богатейший человек, заявил, что свой успех в торговле он приписывает полностью сатане. «Если сатана и в дальнейшем поможет мне преуспевать в обогащении, я, после своей смерти, отдам сатане свои душу и сердце», – сказал он… Не отдам, а уже отдал, добавим мы.
Невольно вспоминаются слова великого нашего писателя Ф. М. Достоевского, слова созвучные Евангелию – «в мире дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей».
Мы, дорогие братья и сестры, живем в эпоху всемирной борьбы тьмы со светом. И каждый из нас, сознает он это или не сознает, хочет ли того или не хочет, является соучастником этой борьбы. Человек, тем более христианин, не должен думать только о своем спасении, пренебрегая участью ближних, не должен и в сознании своей «спасённости», чрез веру во Христа Спасителя, наслаждаться благами мира, наслаждаться и сознанием своей спасённости, равнодушно взирая на страдания и гибель других.
Всегда, в мрачные периоды истории, в человечестве поднимались голоса о спасении мира. В эпоху дохристианскую спасение мира понималось, как его внешнее осчастливление путем организационно-механическаго его переустройства. Точно также понимают спасение мира и современные «благодетели» человечества. В своих планах осчастливления мира они исключают участие Бога и законов Творца, тех законов, которые положены Творцом в основу бытия, природы и жизни человека.
А что такое мир? Мир – это совокупность душ. Посему-то и спасение мира есть ничто иное, как спасение этот мир составляющих душ. Опыт тысячелетий доказал невозможность спасения мира путем механического его переустройства. Внешнему механическому переустройству мира, в котором упраздняется человеческая личность, в котором человек превращается в винтик машины или в номер в стаде сытых скотов, Творец и Промыслитель мира противопоставляет – в лице Иисуса Христа – спасение мира Истиной – что подлинное спасение мира, как совокупность душ, возможно только чрез просветление душ, их вхождение в Царство Божие. А Царствие Божие – внутри вас, – говорит Господь.
Каждый человек, тем более христианин, несет ответственность за царящее в мире зло, за успех в этом мире духа тьмы. Каждый человек, и особенно христианин, должен сознавать, что он несет ответственность не только за им лично творимое зло, за личные проступки против Бога и ближнего, но и за царящее в мире зло, которому он не противодействует. А как и чем можно противодействовать, скажете вы, сатанизму владельца фирмы «Проктер и Гэмбл»? Очень просто. Христиане, не покупайте изделий этой фирмы. Всякий, пользующийся изделиями фирмы сатаниста, сам становится его соучастником во зле. И еще, избегайте делать покупки в святые дни воскресенья, так как открытие магазинов в воскресенье является звеном в борьбе сатанизма против Христа и Церкви Его.
Нередко приходится слышать: что я один могу сделать с моими слабыми силами в борьбе с окутывающим землю злом? Так рассуждающим должно сказать: во-первых, ты не один, с тобою все Тело Христово, живой клеткой которого ты должен быть, с тобою и Сам Глава Тела Христос (1Кор. 13:20–26). И во-вторых, поборая личную греховность, поборая в тебе живущее зло и достигая просветленности твоей души, ты тем соучаствуешь в оздоровлении и спасении всего мира. В борьбе за оздоровление или спасение мира нельзя недооценивать личного над собою подвига.
Внутренняя пронизанность души человека благодатным миром, благодатными светлыми силами, незримо изливается и на других людей, оказывая на них целебное спасающее действие. Тайная, от чужих глаз скрытая молитва в келье, от людей скрытый подвиг отшельника, уединенное созерцание Бога – все это имеет благодатные последствия для всего мира, все это содействует его спасению, возрождению и просветлению. «Стяжи мир, – говорил преп. Серафим Саровский, – и около тебя спасутся тысячи». Аминь.
епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
(33)