Корреспондент «Челябинского рабочего» побывал в женском монастыре

В 1993 году в Кизильском построили храм в честь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Чтобы он не остался пустым и бесхозным, глава района Александр Смирнов решил, что рядом поселятся те, кто на Руси традиционно находил покой и приют у церкви, — обделенные вниманием близких пожилые женщины, те, у кого нет жилья и средств к существованию.

В Свято-Покровском женском монастыре

В Свято-Покровском женском монастыре

В 1999 году по решению Священного Синода Русской православной церкви и с благословения Святейшего патриарха Всея Руси Алексия II в Кизильском был открыт Свято-Покровский женский монастырь. Просуществовав чуть меньше года, он закрылся. Но нынешней весной в монастыре вновь появились послушницы…

Возродить монастырь Челябинская епархия поручила матушке Феодоре. В апреле она вместе с пятью послушницами поселилась в Кизильском и уже многое успела сделать. Облаченная в черную монашескую одежду, матушка производит впечатление человека, знающего цену времени. Не забывая осенять себя крестом и ежеминутно поминая имя Божие, она рассказывает о жизни возрождающегося монастыря.

— Мне кажется, что живу здесь уже года три, так все пришлось по душе, — с волнением начинает матушка Феодора. — теперь думаю, что Господь вел меня к этому. Раньше даже о существовании Кизила не знала, сама я из Белорецка. Работы и забот у нас еще много. Поначалу, когда приехали, приводили в порядок здание, все-таки здесь никто не жил. А без людей всякое помещение приходит в негодность.

В подтверждение слов матушки прямо на пороге одноэтажного здания барачного типа нас встречают мужчина и женщина, они ремонтируют входную дверь. Входим в помещение и попадаем в длинный коридор с комнатами по обе стороны. В современном блочном корпусе нет древних монастырских стен, душных келий, длинных дощатых столов в трапезной. От киношно-книжного аскетизма монастырской жизни в Свято-Покровском нет и следа. Жилое помещение больше напоминает общежитие. Двери одной из комнат приоткрыты, внутри видны яркие мягкие игрушки, разбросанные на кровати.

Перед другой кельей матушка Феодора громко прочла слова молитвы. Это прозвучало сигналом для того, кто находился внутри. Сразу же прозвучало приглашение войти.

— Вот она, моя самая первая послушница, — представила матушка хозяйку комнаты. — Знакомьтесь: Ольга.

Убранство кельи более чем скромное, напоминает больничную палату. В глаза бросаются аккуратно разложенные на небольшом столе рукописные тексты молитв.

Настоятельница поспешила дальше, оставив нас на несколько минут наедине. Задаю послушнице, пожилой уже женщине, вполне традиционный вопрос: «что заставило вас уйти в монастырь?»

— Вначале я пришла к Богу, а потом оказалась здесь, — говорит Ольга. — У меня серьезно заболела взрослая дочь. Во многом состояние усугубило непрофессиональное отношение врачей. Сейчас она находится в больнице. Я ей пытаюсь объяснить, что должна быть здесь, чтобы просить Господа об облегчении участи. Близкие, конечно, не разделяют моего выбора. Трудно снохе с маленьким внуком. Но я свой выбор сделала. Придя к Богу, родилась вновь и готовлюсь к постригу.

О своих несчастьях Ольга рассказывает спокойно, с доброжелательным смирением. Трудно разобраться, чего за этими словами больше: силы воли человека, умеющего стойко переносить невзгоды, или стремления уйти от решения насущных проблем? Но и к Господу пути неисповедимы.

Среди нынешних обитателей Свято-Покровского монастыря только двое из пяти готовы принять постриг. Собственный путь в святую обитель матушка Феодора считает закономерным. Теперь ей кажется, все было предопределено.

— Даже не зная многих религиозных канонов, в мирской жизни я жила по христовым заповедям, — говорит она.

В миру она работала главным бухгалтером. Многих коллег удивляли смирение и скромность этой женщины. Некоторые советовали снимать платок с головы, когда отправлялась в кабинет директора с документами на подпись. У нынешней настоятельницы были муж и семья. Сама она считает свой жизненный опыт большим подспорьем в сегодняшних делах. Может дать совет своим прихожанкам, у которых, чего греха таить, мужья порой пьют и обижают домочадцев. Мое любопытство по поводу оставленных в миру взрослых детей матушка сразу пресекает, давая понять, что не станет говорить на эту тему. Теперь она просто матушка Феодора. А у монахинь, как известно, семей не бывает.

Кроме спасения душ настоятельнице предстоит наладить монастырское хозяйство. Пока это лишь небольшой земельный участок, аккуратно засаженный нехитрыми растениями.

Матушке Феодоре вместе с отцом Андреем — духовником здешних послушниц — удалось не только наладить богослужение, но и работу детской воскресной школы. Местные жители к монастырским обитателям присматриваются уже без праздного любопытства. Перед нашим приездом на экскурсию приехали дети, отдыхающие в одном из пришкольных лагерей. Интерес был обоюдным. Кто-то из ребятишек поставил свечку, кому-то матушка крест подарила. А в воскресенье служащие монастыря решили отстоять службу, чтобы попросить у Бога долгожданного дождя для хлеборобов.

Сейчас хлопоты настоятельницы и ее помощника направлены на возрождение церковного хора. Вначале надо регента пригласить, жильем его обеспечить.

Такие обители живут на добровольные пожертвования прихожан и собственные средства. Поэтому перед настоятельницей стоят сразу две ответственные задачи: возобновить богослужение и наладить экономику монастыря. Пожертвований пока недостаточно для того, чтобы провести ремонт в жилых помещениях и газифицировать храмовый комплекс.

Не забывают в монастыре о главном: его обитатели проводят свои дни в молитвах о спасении наших душ. Посредничество между нами грешными и Всевышним — основной духовный долг монастырских жителей. Немного пока находится людей, готовых жертвовать на храмы и монастыри. Мир погряз в гордыне и невежестве. Перспективы возрождающегося монастыря напрямую зависят от доброй воли каждого из нас. Безусловно, в интересах епархии и всего общества, чтобы на Южном Урале появилась настоящая женская обитель с мощной инфраструктурой, а не просто пристанище для нетрудоспособных и асоциальных членов общества. Каждый из нас может помочь становлению монастыря, перечислив деньги на указанный счет.

Послушником может стать кто угодно. Послушание может быть обетом и испытанием для человека, решившего навсегда оставить мирскую жизнь. Но не всякая послушница становится монахиней. Нормальным считается, когда человек, дав обещание провести определенное время в молитвах о чем-то, несет послушание. Затем он возвращается к мирской жизни, исполнив свой духовный долг.

Распорядок монастырской жизни прост. Сама матушка просыпается задолго до общего подъема. Ровно в 6.45 она с колокольчиком проходит по вверенной ей территории. С 7.00 до 8.30 послушницы проводят за утренней молитвой. С 8.30 до полудня все отправляются на послушание, иными словами — выполняют поручения настоятельницы. В 12 часов в монастыре обед, после которого послушницы имеют час отдыха. Затем обитатели монастыря вновь отправляются на послушание до самого ужина. Вечерняя молитва с 21 до 23 часов завершается крестным ходом вокруг монастыря. Послушницы соблюдают все православные посты, поименно молятся о здравии и благополучии тех, кто жертвует и просит об этом Божьих слуг.

Куралай Анасова,
«Челябинский рабочий»

(91)

Комментирование запрещено