Армагеддон по-голивудски

Первый канал не перестает потчевать российского телезрителя американской киношной продукцией. В начале 90-х это казалось одним из непременных атрибутов свободы и демократии: кому же, как не США, конечно, учить нас жить в новой системе ценностей. Но после 11 сентября всем стало понятно, что учить — это одно, а жить — совсем иное. Оказалось, что за технически безупречным фасадом голливудских страшилок, в которых простой американский парень по пути на пикник спасает мир от террористов, микробов, сумасшедшего гения, инопланетян и прочей нечисти, скрывается элементарное чувство страха и беззащитности. Казалось, что что-то должно измениться в умах американских политтехнологов, и они перестанут штамповать “героев на час”, реальнее взглянут на себя и на окружающий их мир…

Но не тут-то было. В каждой новой картине, сходящей с конвейера штатовской “фабрики грез”, мы видим (благодаря нашему родному, отечественному телевидению), как бравые американские парни предотвращают всё более ужасающие катастрофы. Впрочем, это объяснимо: уж очень хочется рядовому американцу, напуганному трагическими событиями в сердце своей родины, вернуть себе, хотя бы с помощью “главнейшего из искусств”, чувство уверенности и защищенности. Да и подиспорченный имидж империи не мешает подштукатурить. Можно было бы и дальше с интересом наблюдать эту сублимацию подсознательного в жизнь на экране, если бы не последние американские блокбастеры. Сюжет их не нов, и поэтому предсказуем. Но современные компьютерные технологии превращают заезженный сюжет в увлекательную сказку, которую непременно хочется досмотреть до, опять-таки, вполне предсказуемого, хэппи-энда.

Одним из таких фильмов является “Армагеддон” с Брюсом Уиллисом в главной роли. Актер, что ни говори, харизматичный, не впервой ему в подобных переделках участвовать. Но то все было из области фантастики, как, к примеру, в “Пятом элементе”. А здесь все на реальных, в будущем очень даже возможных, фактах основано: летит себе во вселенной огромный такой астероид, а на пути у него, совершенно случайно, оказывается наша с вами планета. Что с этим делать, решают самые умные американские ученые, и додумываются до того, что мир должны спасти… буровики-нефтянники. Нет, нет, не тюменские или, скажем, бакинские, а все те же, родные, американские. Ну, как всегда все у них получается, все живы-здоровы, вот только героем пришлось пожертвовать, погиб, как говорится, при исполнении. Добрая, вобщем-то, сказка, даже всплакнуть можно. Единственное обидное для россиянина место в этом фильме, это то, как изображают нашу космическую станцию, на которой живет подвыпивший русский космонавт (для пущей комичности на него напялили шапку-ушанку), который управляет этим чудом техники с помощью гаечного ключа. Кроме как издевательством это не назовешь. И это после того, как, в связи с очередной катастрофой их челнока, астронавты НАСА предпочли путешествовать на орбиту на российских ракетах! Делать хорошую мину при плохой игре, это вообще в правиле американцев, но за державу все равно обидно.

Все остальное можно было бы оставить без комментариев, если бы не название, которое присвоили фильму его создатели. Какие ассоциации роились в их голове, если название последней битвы между добром и злом, запечатленное на страницах «Апокалипсиса», одной из самых таинственных книг Священного Писания, было присвоено фильму, повествующему о событии, причины и последствия которого понятны сегодня любому школьнику. Масштабы космической катастрофы, конечно, внушающие: и гибель миллионов, а может и миллиардов людей, и изменение климата на Земле, и остальные связанные с этим бедствия приводит зрителя в ужас и трепет. Но причем тут, простите, Армагеддон? Не ради же красного словца дается название фильму, а ради того, чтобы выразить суть картины, ее сверхидею. И такая сверхидея в фильме присутствует: Апокалипсис обещает конец света, – и фильм на том же построен; Спаситель Христос спасает людей от смерти, – и главный герой делает то же самое. Но вот только конец света и спасение по-голливудски также далеки от Библии, как земля от неба. Что это, причудливое прочтение текста Книги, на которой принимает присягу Американский президент, или преднамеренная профанация священных для христиан понятий? Скорее всего, и то, и другое.

В чем же главное различие между Армагеддоном Писания и одноименным американским блокбастером? Вырванное из контекста Библии это событие предстает в фильме обнаженным от органически присущего ему нравственного смысла: если в Св. Писании конец этого мира показан как закономерный итог нравственного кризиса человечества, его саморазрушения, длящегося уже не одно тысячелетие, то для голливудских сценаристов грозящая человечеству гибель всего лишь досадная случайность, в которой не виноват никто. И если Спаситель-Христос действует еще и как карающая греховное человечество сила, то «спаситель-техасский-нефтянник» спасает всех без исключения. Зло по-голливудски – это то, что грозит разрушить современную цивилизацию, все больше приобретающую черты вселенского содома, то, что мешает человечеству погружаться в пучину беззакония. Отрицание за религией права быть мерилом нравственной жизни человека, всяческое осквернение и порок, что и выражается в Св. Писании таким емким и недвусмысленным словом «грех», стали смыслом жизни цивилизованного человечества, его визитной карточкой. Именно этого, реально существующего, по-настоящему разрушительного зла, и не хочет замечать в себе сознание падшего человека. Ведь для него мерилом совершенства человеческой личности является не нравственная чистота и совершенство, а всестороннее овладение им средствами научно-технического прогресса. Вооружившись ими «прогрессивное» человечество думает противостоять и всем тем страшным бедствиям, которые, по слову Писания, действительно произойдут в конце времен, но будут всего лишь знамениями приближающегося конца. Только вряд ли получится, ибо одним астероидом дело не обойдется. Библейский Армагеддон будет совершаться в таких масштабах, которые и не снились голливудским сценаристам: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24,29). И самое главное, в Откровении от Иоанна говорится о неизбежности конца света, о том, что человечество, в большинстве своем вставшее на сторону зла, будет наказано за свои беззакония и грехи. По версии же Голливуда, после несостоявшегося Армагеддона человечество будет жить долго и «счастливо»: безнаказанно разлагаясь в ночных клубах, отравляя себя наркотиками и алкоголем, грабя и убивая. И поэтому, несмотря на псевдо-христианскую обертку этих кинопророчеств – молитва всех людей к Богу о спасении мира, смерть главного героя «за други своя», их богоборческий пафос виден невооруженным глазом. Или вернее, глазом, вооруженным словом Божиим, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные…» (Евр.4,12).

Но виноваты в таком прочтениии священного текста не только авторы фильма, но и отцы-основатели американской цивилизации, провозгласившие свободу идеалом в сфере общественных отношений и частной жизни. Понимание свободы, как неотъемлемого права личности иметь какие угодно убеждения и жить согласно им, естественное само по себе, будучи перенесенным на почву протестантского богословия, послужило к появлению самых невероятных прочтений Священного Писания. Слово Божие, сделавшись предметом человеческой критики, проникнутой только земным пониманием, было лишено того глубинного мистического смысла, которое оно имеет по самому факту своего происхождения. Свобода в понимании священных текстов и привела к тому, что ими стали пользоваться по своему усмотрению не только протестанты, но и люди никакого отношения к христианству не имеющие. Похоже, что фильм «Армагеддон» и был снят такими «читателями».

Священник Андрей Гупало

//

В вашем браузере отключена поддержка JavaScript. Для просмотра этой страницы нужно включить JavaScript. Чтобы узнать, как это сделать, нажмите здесь.

(43)

Комментирование запрещено