С праздником Святой Троицы!

Завершился наш путь от Великого поста и Страстной Седмицы и Воскресения Христова до Пятидесятницы, или лучше сказать, от Рождества Христова до сегодняшнего дня, и мы собрались в храме Божием Духом Святым. Сейчас, после Божественной Литургии мы совершим вечерню пресветлого праздника Пресвятой Троицы с тремя коленопреклоненными молитвами — первый раз после пасхальных дней и Вознесения.

Троица Ветхозаветная. 15 век, Византия

Со страхом и трепетом преклоним колена пред Богом живым и принесем молитву покаяния и хвалы Творцу нашему, исповедаем наши заблуждения и грехи, каждый отдельно и все вместе, будем учиться носить в молитве, как в жизни, тяготы друг друга, со Христом, бремя Которого легко, и иго Которого — свет. Да будет дано нам узнать, что мы братья и сестры, что мы дети Божии, которые от радости этого дивного дара ищут того, чтобы все пришли к Богу.

Каждый отдельно и все вместе склонимся пред Господом, каждый со своею судьбой и своими привычками и поступками, которые могут быть замечательными и прекрасными, но которые также могут быть исполнены ошибок, и самое главное — грехов. Да простит нас Господь и даст нам избавление от всего безобразного и злого, чтобы мы уже не возвращались к этим грехам, не повторяли их, чтобы не пришлось снова упоминать о них. Пусть будут вычеркнуты они навсегда из нашей жизни! Но этого не произойдет, если не будет у нас подлинного покаяния. Только сейчас, во всей полноте постигаем мы слова Христовы: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В чем каяться? Есть известный рассказ о священнике, который предложил одному чаду духовному, не видящему свои грехи, внимательно прочитать вечернюю молитву Святому Духу, где все подробно названо и перечислено, и когда этот человек сказал: «Вот этого греха у меня нет», — священник с изумлением ответил: «Неужели Дух Святой ошибся?» Во многом надо нам каяться, но прежде всего в том, что в мире сейчас открыто и нагло заявляет себя и всюду господствует — в сребролюбии и сластолюбии, главных проявлениях себялюбия. В культе денег, разврата и гордыни, насаждаемых в обществе. Если есть в нашем сердце скрытая, неизжитая до конца любовь к маммоне, или похоть, или самоутверждение, с которыми мы не хотим расстаться, мы в какой-то степени, страшно сказать, тоже участвуем в строительстве вавилонской башни. Эта башня порою, кажется, достигает неба, однако сегодня очевиднее, чем когда-либо: строители говорят друг с другом, но уже не понимают друг друга. Эта башня рушится на глазах, и не только Россия погибнет под обломками коммунизма, как сказал писатель. Дело обстоит куда серьезней — весь мир погибнет под обломками этой вавилонской башни, если не будет покаяния.

Чтобы приготовить пути Господу, Духу Святому, прямыми сделать стези Его, мы без лукавства должны увидеть в себе малейшее присутствие прежде всего именно этих грехов. Только до конца освободившись от них, обретем мы силу от Господа противостоять этому злу в мире и побеждать это зло. Подлинное покаяние означает также полное изменение нашей личной, и церковной нашей жизни. Кто хочет стать причастником Духа Святого, ощутить Его, тот должен перестать плыть по течению, повернуться на сто восемьдесят градусов, в сторону ветра жизни Пятидесятницы, в направлении, куда дует Дух Святой.

Святая Троица

Куда, в какую сторону Он дует? Дух, как ветер: не знаешь, откуда приходит, и куда уходит, — говорит Господь, однако, плоды Духа известны: любовь, радость, мир, кротость, воздержание, милосердие, вера, а те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. И туда, куда показывают путь эти маяки, будем идти — к целостности жизни, разбитой грехом, к единению со всеми, живущими во Христе, и всеми от века в Господе усопшими, со всем святым человечеством, которое едино, потому что свято, и в котором без святости, как сказал древний философ, — неизбежная война всех против всех.

а — она ранит Христа, и не забудем, что всё, что происходит с человечеством, зависит прежде всего от Церкви — только она свята, потому что Дух Святой пребывает в ней. Исповедуя единство, соборность и апостольство Церкви, в день рождения ее, будем помнить, что она — святая.

Мы все время забываем, что мы должны быть святыми, поскольку наслаждаемся утешением Святого Духа, и всеми дарами Христовой Церкви. Путь Утешителя — единственный вечный путь, который Христос дал нам в Церкви, и нет другого пути. Наша жизнь должна становиться, если можно так сказать, утешительной, чтобы это могло ощущаться нами и всеми. Без святости ничто не имеет плода, и Церковь не имеет смысла.

Дай Бог нам сегодня по-настоящему это глубоко пережить, что каждый из нас и все мы вместе нуждаемся в святости, в покаянии и прощении, молитве, истине и любви!

Итак, преклоним колена и будем молить Господа, чтобы было дано нам преображение и истинное откровение. Соединим нашу молитву с молитвою всех, преклоняющих сегодня колена в тысячах православных храмов, и с молитвою Церкви небесной. С нами Божия Матерь и святые апостолы, и все святые мужчины и женщины, известные и неизвестные, чья жизнь видима всем или сокрыта в Боге. И будем молиться друг за друга, как они молятся за нас, в нашей устремленности к святости, волею Отца Небесного, крестною жертвою Сына Божия, и утешением Святого Духа.

Святая Троица. Прп. Андрей Рублев

Нас, христиан, немного в мире, но если мы будем на самом деле закваскою, остатком, избранным по благодати — в человечестве будет присутствие Христа, люди смогут получать полноту Духа, пить воду живую, и всё сделается новым здесь, и сейчас, и вовеки. Бог сделает жизнь возможной, когда она невозможна. Бог не даст ей распасться, когда она распадается. Бог превратит ее в стоящую, драгоценную, когда она кажется бессмысленной и пустой, и все увидят, что Бог есть жизнь.

  Апостол Иоанн Богослов в первом послании говорит о тайне, которая была сокрыта: Жизнь явилась, и мы видели её, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. Эта жизнь, о которой свидетельствует апостол Иоанн Богослов, есть Дух Святой, благодать Его. Жизнь без Бога, говорит блаженный Августин, недостойна названия жизни. Настоящей может быть только вечная жизнь.

И так, cовершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1, 2). Того ради и «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа» , обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение. Всё наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» — заканчивается обращением ко Святой Троице. Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Её и, следовательно, получить спасение.

Икона Святой ТроицыЯвление Трёх Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева…

И так, будем мы ныне просить о полноте Святого Духа, Который Церковь наполнил, Который в Церкви живет, Которого мы получили в день, когда нас крестили и миропомазали, но Которого мы теряем — грехом, рассеянностью, жизнью не по Христу.

Будем молиться о том, чтобы сошёл на нас Вседержитель Святой Дух, и будем силиться принести те плоды Духа, которые описаны святым апостолом Павлом из недр его опыта: мир, радость, любовь, терпение и другие плоды, которые он упоминает, и венец которых, вершина которых — самозабвенная, жертвенная, радостная, все свое отдающая любовь.

Будем молиться, чтобы Господь нам дал Духа, а сами обязуемся ныне трудиться над тем, чтобы не напрасно снизошёл на нас Святой Дух.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки». Аминь

Дом Святаго Духа »

Тропарь на День Святой Троицы, глас 8

Пятидесятница. Сошествие Святаго Духа

Пятидесятница. Сошествие Святаго Духа

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак на День Святой Троицы, глас 8

Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;\ и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание на День Святой Троицы

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Молитва на День Святой Троицы, творение Марка монаха

Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.

(158)

Комментирование запрещено