Лазарева суббота и окончание Святой Четыредесятницы

Впереди у нас последний недельный отрезок пути к Пасхе. Самый насыщенный, с точки зрения богослужебной жизни, во всём церковном году. Вслед за Христом, стоя в храме, мы пройдем евангельскими шагами в Иерусалим, в Гефсиманский сад, на Голгофу. Будем внимать смыслу событий последних дней земного пути Богочеловека. Дней, которые стали для христиан центром истории.

Воскрешение ЛазаряЕсли продолжить разговор о молитве, то стоит поразмышлять о той молитве, которую вознес Христос к Отцу в ночь перед предательством.

Ученики спали, Учитель молился. Мы не знаем всего, о чём просил Он Отца. Он молился долго, а через Евангелие до нас дошли лишь Его просьбы о том, чтобы чаша, которую Ему предстоит испить, — страдания, распятие, смерть, — если возможно, миновала бы Его. Он много раз в Евангелии говорит о том, что знает о тех страданиях, которые Его ждут. Говорил и о том, что примет страдания. И вот, их час пришел.

Мы знаем ответ Отца на Его молитву. Чаша смерти не миновала Его, Христос испил её до дна. А несколькими страницами ранее Он говорил нам: “Разве когда ваши дети просят у вас хлеб — вы дадите им камень? Так и Отец ваш Небесный”. Он говорил: “Просите и вам дастся”. И вот, Он Сам просит. И не получает просимое. Он говорит: “Не Моя воля, но Твоя да будет”. Он, будучи Богочеловеком, находится в ситуации богооставленности. Потом, уже перед самой смертью, последними словами его будут: “Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?…”

Страдания и тревоги — часть нашей человеческой участи. Их, как и смерти, невозможно избежать. Так устроена наша жизнь. Богочеловек тоже прошел всё это, причем прошел самым, пожалуй, сложным и честным из возможных для человека путем. Совершенный Человек прошел всё это. Иначе говоря, в жизни каждого из нас обязательно произойдут события, при которых будет невозможно выйти сухим из воды. Мы не сможем обойти все сложности жизни. Даже при помощи молитвы. Мы не сможем обойти страдания и смерть. А что может быть страшнее?

Если мы вернемся к началу Евангелия, то увидим Христа, идущего в пустыню. К Нему приступает сатана и искушает. Господь на каждое предложение отвечает “нет”. И вот, последние дни Его жизни. Можно видимо повернуть ход истории вспять. До самой смерти возможно всё, возможен любой сценарий событий. Он, как Бог, знал это лучше, чем кто-либо из нас. И вот, в этот последний момент возникает последнее искушение. Искушение сомнением. И Он молится до кровавого пота.

Он мог поступить иначе, Он мог избежать всего этого. Ведь невозможно быть человеком, не имея свободной воли. Невозможно быть полноценным человеком, живя в предсказуемом мире. А Он был истинным Человеком в той же мере, в какой был Истинным Богом. А значит, перед Ним было множество вариантов развития событий. И вот, Он молится и просит, если в том есть воля Отца, избежать того, что Он знает о Себе. В одном из вариантов, единственно правильном. Он говорит “да” на вопрос о спасении человечества.

Страдания ХристаИногда хочется молиться так: “Господи, пусть проблема решится таким способом, который будет не неприятен мне. Пусть всё произойдет более легким способом”. Господь, как и обещал, может исполнить такую молитву. И сделать путь чуть проще. Но в таком сценарии ситуация в более глобальном и глубоком смысле не решится. Тогда жизнь наша будет немного более скудна, менее возвышенна, чем могла бы быть. Неслучайно только через страдания, нравственные и физические, многие люди становятся святыми. Святой — не значит проживший лёгкую жизнь, правда?

Бывает так, что у нас есть только один, единственно правильный, вариант поступка. И мы его знаем. И он очень тяжел. И у нас есть выбор — совершить или обойти. И хотя и не желаем его совершать, не можем не совершить, без сделки с совестью. Иногда уйти от страданий невозможно. Мы обязаны их принять, иначе нельзя, иначе мы не ученики того Учителя, Который прошёл этот путь.

Христос, будучи полноценным Человеком, показал, что человек способен принимать страшный, но правильный ход событий. Ради других. Ради учеников, которые бросили и уснули. Ради созданной Им Ветхозаветной Церкви, которая Его осудит. Ради Своего народа, который Его же и распнет. Даже тогда, когда Он с наивысшим напряжением молится Отцу и молитва Его не исполнена. Он принимает этот путь. А значит, Его благодатью способны на это и мы.

И не стоит бояться. Даже несмотря на самые неприятные и страшные события, мы остаемся покрытыми любовью Божией. Которая сильнее всяких мук и сильнее смерти.

С наступающей седмицей Страстей Христовых!

Ректор Московской Духовной Академии
20.04.2019 г.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(108)

Комментирование запрещено